Картинка

Авторские материалы Все грани таланта Василия Поленова

16 октября 2019, 15:00

Персоны

Не только художник. Новая Третьяковка представляет выставку «Василий Поленов». Посетители получают возможность открыть для себя знаменитого живописца как философа, архитектора, театрального режиссера и даже композитора. Некоторые знаковые полотна не «доезжали» до Москвы с конца 19 века. Нынешняя выставка Поленова – самая масштабная за последние 25 лет. Экспозицию посетила Анна Владимирова.

Влюбленный в природу эстет и аристократ Василий Поленов добровольно побывал на дух войнах. На cербско-турецкой – отважно рвался в атаку. На русской-турецкой – служил «полевым» художником при штабе наследного императора Александра III. Военные зарисовки Поленова, архитектурные чертежи, графика, проекты театральных декораций – крайне редко «встречаются» вместе на одной выставке. А ведь именно из этого набора складывается общая «картина» творчества – уверена генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова:

ТРЕГУЛОВА: Любое собирание работ уже создает совсем другой контекст для того, что ты, казалось бы, знаешь наизусть. Когда ты подходишь к стене, на которой, как мозаика на стенах, висят его невероятные эскизы и этюды, выполненные в Палестине, в Сирии, в Константинополе, – это решительно отличается от того, года ты стоишь напротив парочки-троечки эскизов. Ты, конечно, понимаешь, – как смело он работал, и как многим ему обязаны художники следующего поколения.

В Палестине Поленов создавал свой Евангельский цикл. Часть из этих картин утеряна, остальные «разошлись» по музеям мира. Сегодня оставшиеся работы встретились в Третьяковке практически в «полном составе». Два знаковых полотна – «Христос и грешница» и «Воскрешение дочери Аира» размещены друг напротив друга. Вокруг них – эпизоды «из жизни Христа» на фоне живых пейзажей. Голубая вода, скалы, камни, и задумчивый Учитель в белых одеждах – художник делился собственным пониманием Евангельской истории. Рассказывает замдиректора музея по научной работе Татьяна Карпова:

КАРПОВА: Для него Христос, безусловно, – некая историческая личность. Скромный проповедник, Учитель добра и истины, который исходил древнюю Палестину с посохом, проповедую свое учение – достаточно молодой человек. И он воскрешает образ Христа из иллюзий солнечного света. Ему помогает реальный пейзаж Палестины. Он был в этих местах, и он считал, что камни, вода Генисаретского озера, оливы Гефсиманского сада, – все осталось таким, как было при жизни Христа.

Лирический пейзажист, «певец Окских просторов» – важное, но не единственное призвание Василия Поленова. Учась в Академии Художеств, он «баловался» архитектурными чертежами. А годы спустя – построил по своему проекту собственный дом и Абрамцевскую церковь. В поездке по Европе Поленов познакомился с Саввой Мамонтовым и увлекся театром – как декоратор и постановщик. Художник даже написал партитуру к опере «Призраки Эллады». Показать живописца со всех сторон таланта, – такова была задача куратора выставки Элеоноры Пастон:

ПАСТОН: Мы открываем экспозицию тремя его картинами: это «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд». Этими картинами он буквально ворвался в русское искусство – «Московский дворик» сделал его знаменитым. А потом мы уже идем по его годам, проведенным заграницей…Как он говорил: «хочу сам себя хорошо выяснить». Он создает и картины на исторические темы, и работы пленэрные…

Всего на выставке – около двухсот работ из государственных собраний и частных коллекций. А гигантское полотно из Русского музея «Христос и грешница» – размером 3 на 6 метров – с 1887-ого года впервые оказалась в столице

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация