Формула смысла Часть британцев винит в Brexit Брюссель
Персоны
Сессия глав государств Евросоюза. Какая повестка востребована с точки зрения России? Чем завершится Brexit?
Гость: директор Института опережающих исследований Юрий Громыко. Ведущие – Дмитрий Куликов и Ольга Подолян.
ГРОМЫКО: Все говорят, что и Дональд Туск прослезился, и Борис Джонсон сияет! Но пока, на мой взгляд, он блестяще проваливается, хотя будем смотреть, что произойдет. Потому что хотя принято, что, в общем-то, вопрос о сделке решен, но этот результат сделки должен утверждаться в Палате общин и уже целой группой лиц. Джереми Корбин, лидер оппозиционной Лейбористской партии заявил, что предложенный вариант сделки – во много раз хуже, чем то, что предлагала Тереза Мэй. Джо Суинсон из Либерально-демократической партии заявил, что эта сделка неприемлема. Никола Стерджен заявила, что надо срочно проводить еще один референдум, который сейчас будет уже достаточно хорошо подготовлен, о выходе Шотландии из Объединенного королевства. И вопросы отмены бэкстопа, то есть вообще тормоза по поводу того, что будет происходить с Северной Ирландией, а последний предложенный вариант, который обсуждается, что на достаточно долгое время будут сохраняться таможенные правила и взыскания НДС по принципам Евросоюза в самой Северной Ирландии, хотя против этого и выступают основные оппозиционеры Бориса Джонсона; говорят, что ничего существенного по сравнению с тем, что предлагала Тереза Мэй, не произошло. Но важен сам факт этого события, потому что для меня он обозначается так – это попытка «выломаться» Британии из Евросоюза для того, чтобы сформировалась англо-саксонская фактически, Трансатлантика. И вот этот момент весьма существенен. И неслучайно Трамп уже несколько раз заявлял и впрямую говорил: «Борис, как только вы выйдете из Евросоюза...».
КУЛИКОВ: «У нас будет лучшая сделка!».
ГРОМЫКО: Да, будет самая лучшая сделка, и возникнет огромный набор различных и разнообразных соглашений. Да, вот сейчас будет очень интересный момент: удастся ли вообще, в том числе брюссельской бюрократии, начать ломать об колено и оппозиционеров Бориса, предлагая ему определенные ходы. Фактически уже часть тех, кто выступает в Англии против Brexit, они в том числе выходят сейчас с лозунгами, что нужно резко уменьшить брюссельскую бюрократию, потому что именно она, ее, в какой-то мере, неповоротливость, жесткость и приводят к тому, что, с точки зрения выступающих, намечается процесс выхода Британии из Евросоюза.
С одной стороны, мои итальянские, германские друзья всегда говорили, что Британия была в Евросоюзе, но всегда была вне его, то есть как бы сидела, но держала всегда фигу в кармане, и с этой точки зрения по каким-то пунктам это для Евросоюза хорошо, но тут все, конечно, определяется, как всегда, деталями. Потому что все – в деталях! Потому что, в принципе, тот тип брюссельской бюрократии, который после выборов, на мой взгляд, мало изменился, он, конечно, чудовищен! И, на мой взгляд, он почище будет бюрократии СССР, которую критиковали в последние годы перед развалом.
Полностью слушайте в аудиоверсии.