Авторские материалы Запуск дронов: на всё нужны бумаги

22 октября 2019, 14:15

Персоны

В России поставлены на учёт менее 5% беспилотников. Их необходимо зарегистрировать до 27 октября. Однако владельцы дронов не спешат это делать. Всем им грозят очень крупные штрафы. Как официально поставить на учёт беспилотник и что будет, если этого не сделать, разбирался корреспондент «Вестей ФМ» Сергей Гололобов.

Процесс регистрации дрона несложен. На сайте Росавиации скачиваешь образец письма. Заполняешь, и отсылаешь его в бумажном виде. 10 дней, и ваш квадрокоптер получает официальный номер, который необходимо нанести на корпус аппарата, поясняет гендиректор ассоциации «Аэронет» Глеб Бабинцев.

БАБИНЦЕВ: На сайте Росавиации есть достаточно много полезной информации. Есть все образцы бланков заявлений, которые просто можно легко скачать, легко заполнить, приложить 2 фотографии, отнести на почту, или отвезти лично в экспедицию Росавиации. Подать туда, и через какое-то количество времени, ну 10-15 дней и вы получите учетные номера. Процедура, ну да, архаичная,в бумаге, но ничего особенно сложного в ней нет. Она проходимая.

Для постановки на учет беспилотника потребуется его серийный номер. Его можно найти в документах, батарейном отсеке, либо приклеенном штрих-коде. После того, как дрон поставлен на учет, Росавиация присвоит ему другой, персональный номер. Его нужно нанести на корпус аппарата, отмечает юрист Наталья Лашманова.

ЛАШМАНОВА: Любым доступным способом он должен быть нанесен. До трех кг – в трех местах он должен быть нанесен. Если там побольше, то в пяти местах. И там в зависимости от типа. Самолетного типа, там на обеих плоскостях крыльев. Это всё на сайте Росавиации есть подробное описание. Но вот способ нанесения не оговорен. Главное, чтобы это было прочное нанесение. Ну вплоть до того, что нацарапать можно. Владелец должен обеспечить нанесение, сохранность этого номера на фюзеляже. То есть подправлять, если что то он стирается, или что то так. Вот конкретно пока не оговорен способ нанесения.

Минимальный вес дрона, который подлежит постановке на учет – 250 граммов. Это основной критерий. Вес именно взлетный. То есть с батареями и грузом, например, в виде камеры. Не важно, как выглядит беспилотник. То ли это радиоуправляемый вертолет, самолет, то ли квадрокоптер. Также не важно, где он приобретен – в детском мире, или интернете. Вес 250 плюс, – ставить на учет. Причем, при покупке надо быть внимательнее. Продавцы могут напутать с весом моделей. В чем я и убедился. В онлайн магазине я выбрал популярную модель. Вес у нее, якобы, 155 граммов.

«Вот, меня вес его интересует. Его нужно ставить на учет? – Да. – А поясните. Ведь 155 граммов. – Ну да, но он не 155 граммов весит. Больше весит. Так, это возможно как раз без батареи. И указан, скорее всего, так».

Максимальный вес дрона, который подлежит постановке на учет, 30 килограммов. Дальше уже начинаются крупноразмерные летательные аппараты. И у них свои правила регистрации. Правда, поставить на учет – не означает, что дальше можно летать где угодно, и как угодно. Надо еще получить разрешение непосредственно на конкретный полет, дополняет Наталья Лашманова.

ЛАШМАНОВА: Эта процедура подачи заявки маршрутов в зональный, или районный центр деятельности системы ОРВД. Сдать туда план полета, получить от них ответ, и в определенное время, в определенном маршруте для вашего беспилотника закроется воздушное пространство для всех остальных, и вы сможете там летать. Только так. Обязанность постановки на учет и обязанность подачи заявки на использование воздушного пространства, это две абсолютно разные обязанности владельца беспилотника. И они, ни в коем случае, не заменяют одна другую.

Но кроме этого, надо еще застраховать ваш дрон на гражданскую ответственность. Иначе никаких разрешений на полет вы не получите. За нарушение всех этих правил – штрафы. Причем, недавно, они увеличились на порядок . Так за полеты без разрешения физлицо накажут от 20 до 50 тысяч. Юрлицо аж до полумиллиона. Штраф за непостановку на учет гораздо меньше – две с половиной тысячи. Но его могут присовокупить к пятидесяти тысячному. Кто будет следить за владельцами квадрокоптеров, и карать их в случае нарушений? Вообще, это сфера Ространснадзора. И ему, в конечном итоге, направляют все дела по нарушителям. А он уже выносит постановления о штрафах. Но непосредственно ловить дроны и их хозяев, скорее всего, будет полиция, и другие силовики, говорит Глеб Бабинцев.

БАБИНЦЕВ: Специально, никто не будет гоняться, и не будет никого ловить. Это избыточно. Просто, если вы выполняете полет, да , в какой то близости от опасного объекта, или где -то еще, и попали в поле зрения полицейских, то они имеют право и возможность к вам подойти и проверить, на чем вы летаете, стоит ли на учете ваше воздушное судно, законно ли вы используете воздушное пространство. И если окажется, что оно не стоит на учете, то есть необходимые требования для выполнения полета не соблюдены, значит, использование воздушного пространства будет признано незаконным. Да, вы попадете под штраф.

Поймать за руку нарушителя на месте нелегального полета дрона – это понятно, и наиболее просто. Но есть другой вариант. Ространадзор, например, вполне может поинтересоваться уже готовым видео, снятом явно с дрона, на предмет законности съемки, размышляет Наталья Лашманова.

ЛАШМАНОВА: Это уже цели и, видимо, рвение органов, которые захотят это сделать. Тем более, что на использование видеоматериалов, и вообще, на аэрофотосъемку с помощью беспилотника, тоже необходимо получать разрешения. И там определенные режимы использования этих материалов, снятие секретности с них. Это тоже своя процедура.

Кстати, уже в марте будущего года порядок регистрации дронов могут упростить. С бумажных писем планируют перейти на электронные. Для этого создадут специальный портал учета беспилотных воздушных судов. Правда, отмечают специалисты, ясности, как будет работать этот портал, до сих пор нет.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация