Полный контакт «Двигатели прогресса» медицины – производители, а не врачи
Персоны
Когда в медицине произойдёт революция? Кто диктует правила врачебной науки? Гость в студии – Василий Генералов, врач-невролог, эпилептолог. В эфире – «Полный контакт». У микрофонов – Владимир Соловьёв и Анна Шафран.
СОЛОВЬЁВ: А в медицине когда-нибудь революция произойдёт? И почему столько веков существует человек, а каждые лет 10-15 изменяется подход к тому, как его лечить? А главное, результаты этих лечений не очень убедительны.
ГЕНЕРАЛОВ: Более того, результаты не только не убедительны, а, действительно, стоимость лечения за последние десятилетия растёт, стоимость анализов вроде бы растёт, а исходы этого лечения – они лучше не становятся. И, конечно, нужно иметь определённую смелость, чтобы называть белое белым. Ведь, например, я – невролог, и каждая конференция по инсульту – она начинается с того, что инсульт помолодел и смертность от инсульта выросла. Значит, исходы инсульта стали тяжелее. Потом проходит эта конференция, где рассказывается о новых лекарствах, новых препаратах, что дозировки должны быть больше, лечение нужно начинать раньше, диагностику нужно проводит дороже, и тогда проблема будет решена. А в итоге следующая конференция через год начинается опять словами, что инсульт опять помолодел и количество инсультов опять выросло. Ну, и так, по большому счёту, происходит в каждой из специальностей. То же самое будет происходить в ревматологии, то же самое будет происходить в онкологии, да и в кардиологии. Тренд абсолютно один и тот же. И не происходит никакого переосмысления смыслов, как бы так ни странно звучало. Почему? Потому что драйвером развития медицинских технологий является две вещи: это производители тяжелого медицинского оборудования и производители фармацевтических продуктов. Вот, собственно, они, по большому счёту, и диктуют исследования, они имеют финансовый ресурс, для того чтобы эти свои программы предлагать потом врачам. Врачи начинают... Ну, это для них бизнес. И, конечно, вот эта интервенция идеологическая – она тормозит совершенно развитие настоящей медицины.
СОЛОВЬЁВ: То есть, конечно, это звучит нехорошо, я понимаю, что я сейчас обижу многих врачей, но когда мы говорим, то здесь очень сложно, получается, врачу понять, кто он, ещё врач или он уже – коммивояжёр медицинской компании. Притом он даже иногда может не понимать, что его превращают в коммивояжёра медицинской компании, когда ему просто выдаются рекомендации о том, что и какие лекарства при какой симптоматике надо прописывать.
ГЕНЕРАЛОВ: Смотрите, абсолютно правильно вы говорите. И сейчас активно обсуждается понятие доказательной медицины. И меня спрашивают: «Василий, вы что-то делаете. А с позиции доказательной медицины – что?». А с позиции доказательной медицины что? Вот типа есть рандомизированное исследование. О.кей. Если возьмём даже простую вещь – ожирение. За последние 50 лет проблемой ожирения начала заниматься Международная ассоциация кардиологов, тех людей, которые занимаются контролем пищевой продукции. Чем это всё закончилось? Они предлагали свои способы похудения и доказательно, на уровне американской доказательной медицины показали, что если есть жира больше, то будешь жирный. Ешь жир меньше – будешь менее жирный. И стали эту культуру продвигать в массы. Чем это закончилось? Это закончилось, что с этой позицией доказательной медицины уровень ожирения вырос в десятки раз.
Полностью слушайте в аудиоверсии.