Актуально Штраф за запуск незарегистрированного дрона

23 октября 2019, 12:27

Программу ведёт Елена Щедрунова.

Росавиация утверждает, что зарегистрированы всего 5 процентов всех дронов, которые имеются в России в наличии. Это очень сложный процесс зарегистрировать дроны? Или народ просто в голове не держит, что эти аппараты нужно регистрировать?

Г. Бабинцев: Думаю, что все наслышаны о необходимости поставить на учёт свой беспилотник, но действительно ждут, либо когда процедура перейдёт в удобную безбумажную электронную форму, либо потому, что дело идёт к зиме, летают беспилотники меньше, и владельцы пока не ставят их на учёт. Люди ждут. Тем не менее с 28 октября любой полёт на неучтённом беспилотнике будет незаконным. Правоохранительные органы будут иметь право проверить наличие на беспилотнике учётного номера. При необходимости они могут уточнить эту информацию в органе учёта – в Росавиации, и за такой полёт с нарушением будет наложен штраф. В этой процедуре я не вижу никакой угрозы развитию рынка, о чём очень многое говорится. Разве что бумажный формат этой госуслуги не соответствует цифровой эпохе и замедляет некоторые бизнес-процессы.

Главная проблема, на мой взгляд, не в штрафах, а в том, к кому они, скорее всего, могут быть применены. И вот здесь первыми под санкции могут попасть организации в системе образования – детские авиамодельные кружки и авиамодельный спорт. Везде дети создают помногу небольших авиамоделей, которые требуют теперь подачи заявлений. Но это же живое творчество, это спорт, это частые ремонты, замена крыльев, переобшивка модели прямо на полётах. То есть, по сути, это создание новой модели прямо на тренировке или на соревнованиях. И эта модель будет не похожа на первоначальную на фото.

Получается, что когда вводили это требование, некоторые моменты не учли. Держали в головах дроны, которые народ покупает и использует, в том числе в коммерческих целях, но забыли, что у нас в стране есть авиамодельные кружки? Просто забыли...

Г. Бабинцев: Спортивное и образовательное применение беспилотников нужно очень чётко отделять от коммерческого применения. Это сделано в США. Если уж мы ориентируемся на западный опыт, его хорошие стороны нужно перенимать. У образовательного и спортивного применения есть своя специфика. Но за три года разработки этого нормативного акта разработчики так и не услышали или не захотели услышать специфику всех субъектов регулирования. И вот результат. Процедура только началась, а уже пришло осознание того, что да, требует корректировки и регулирования с учётом деятельности образовательных и спортивных учреждений.

А кто вообще контролирует полёты дронов? Вы вот сказали, что будут штрафовать, но, простите, он тут взлетел, а там сел, и кто вообще будет отслеживать, зарегистрирован он или не зарегистрирован? У нас есть воздушная полиция? Или контролирующие органы будут следовать из одного пункта в другой пункт?

Г. Бабинцев: На наших дорогах не к каждому автомобилю приставлен гибддэшник. Да, это выборочный контроль. Если вы совершили ДТП и у вас нет с собой документа на право управления или иных документов, вы являетесь нарушителем. Если вас в рамках плановой проверки остановили и у вас чего-то нет, вы – нарушитель.

Здесь ровно то же самое. Понятно, что за каждым бегать не будут, но если при выборочной проверке, а полицейский имеет право подойти и проверить, и он, скорее всего, это сделает, здесь главное – не перегнуть палку, если видно, что это летают дети или проводятся какие-то детские или спортивные соревнования, опасаюсь, что здесь могут быть перегибы. И надо всё-таки уточнять регулирование, дабы избежать неправильного правоприменения, чтобы не остановить образовательную и спортивную деятельность.

У нас, как всегда, практика покажет те огрехи, которые были допущены при законотворчестве. Но я про другое. Гуляет полицейский по какому-то дачному посёлку и вдруг видит, что где-то на лужайку садится дрон. Он может обратиться к владельцу и потребовать у того предъявить на дрон документы? Об этом речь идёт? Не понимаю, как это контролировать.

Г. Бабинцев: Допускаю, что так может быть. Опять же, если это не запрещённая территория, если это территория, свободная от ограничений, а в стране есть ограничения на использование воздушного пространства – временные, местный режим, кратковременые ограничения. Надо, во-первых, до эксплуатанта, до пользователя, до владельца БЛС (беспилотного летательного средства) донести информацию, что здесь введено какое-то ограничение, чтобы он об этом знал, но если он летает вне зоны с ограничениями, летает в пределах визуальной видимости на небольшой высоте, то у полицейского нет основания заподозрить владельца дрона в нарушении чего-то. Если он видит, что идёт какое-то неаккуратное пилотирование, полицейский в данном случае должен наверняка подойти, если он видит, что пилотирование, манера полёта потенциально может повлечь риски для окружающих. Например, какие-то бешеные полёты в парке, где много людей. Я сомневаюсь, что полицейский будет ходить на поляне и арестовывать детей или кого-то, летающего и снимающего селфи или красивый пейзаж на квадрокоптере. Хотя да, такое может произойти, но, в общем, у каждого гражданина есть обязанность поставить на учёт, и вот это понимание того, что тебя могут проверить и оштрафовать, своё БЛС. Это достаточный стимул для того, чтобы выполнить в общем-то несложную процедуру. Но бумагу пора отменить и перевести всю регистрацию дронов в электронный вид, потому что мы живём в XXI веке. А пока можно написать заявление, отправить его, подождать и получить эти номера.

­Штраф за запуск незарегистрированного дрона

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация