Авторские материалы «Компании-подключашки» ни за что не отвечают

23 октября 2019, 19:04

Персоны

Полиция задержала в Москве таксиста, который не уступил дорогу машине Скорой помощи, а затем устроил потасовку. Хулиган ударил водителя скорой в лицо, вытащил нож и угрожал убийством. Сейчас против него возбуждено уголовное дело. Между тем столичные власти собираются провести тотальную проверку подрядчиков агрегаторов такси. Это так называемые «подключашки». Такие фирмы помогают водителям получать заказы от агрегаторов. Иногда без необходимых формальностей. И за рулем может оказаться кто угодно, даже, человек вообще без прав. Подробнее Борис Бейлин.

«Вы просто отчисляете нам несколько процентов с каждого заказа – и не знаете бед с бумажной волокитой, походом в налоговую и всеми сопутствующими трудностями». Множество таких объявлений можно найти в Интернете. Это (на профессиональном жаргоне) – «компании-подключашки».

Сейчас водитель, желающий напрямую сотрудничать с крупными агрегаторами такси, должен соответствовать определенным требованиям. Будущий таксист сначала обязан стать индивидуальным предпринимателем, открыть счет, получить лицензию на перевозку людей. Агрегатор будет его проверять, потребует пройти обучение, сдать тест на знание города. Такой водитель должен быть старше 21 года и иметь как минимум трехлетний стаж.

Гораздо легче поступит на работу в таксопарк, у которого есть соглашение с агрегатором, либо взять машину в аренду и обратиться к посредникам-подключашкам, – отмечает руководитель центра компетенций общественного института развития такси Станислав Швагерус.

ШВАГЕРУС: «Наверняка вы видели не раз как едет машина с рекламой: «подключаем к тому или иному агрегатору, телефон такой-то. Это и есть компании-подключашки. Есть таксомоторные парки, которые подключают свои машины. Они заинтересованы в том, чтобы была низкая аварийность, проверяют своих водителей. Но есть такие компании, у которых ничего нет. Кроме расчетного счета и отношений с тем или иным агрегатором».

Такие компании обещают избавить водителей от всех формальностей. Они сами договариваются с агрегатором. Иногда даже не требуют у водителя лицензию на перевозку. По сути, это обыкновенный посредник, который дает возможность получить быстрый доступ к заказам агрегатора. Бывает, что с таксистами он заключает договор об оказании информационных услуг. «Подключашка» фактически ни за что не отвечает. Но получает с водителей деньги. Обычно, около пяти процентов с каждого заказа. Именно эти компании ждет масштабная проверка, – сообщил замглавы московского департамента транспорта Дмитрий Пронин.

ПРОНИН: «Мы обеспокоены проблемой компаний-подключашек. Эти компании – прослойки между водителем такси и агрегатором. По нашей информации эти компании не платят налоги, не соответствуют требованиям по безопасности, не проводя медицинский и технически осмотр. И при этом создают проблемы в городе по аварийной ситуации».

Кстати, большинство таксистов в Москве – иностранцы. В основном из Киргизии, Узбекистана и Таджикистана. Многие из них, как раз, пользуются услугами «подключашек». Отсутствие контроля приводит к тому, что заказ через агрегатор, к примеру, отправляют одному водителю, а вместо него приезжает другой человек – сменщик, который работает под чужим аккаунтом. Теоретически у него вообще может не быть прав. Пока компании «подключашки» выигрывают конкуренцию с реальными таксопарками, – говорит председатель транспортного Комитета московской торгово-промышленной палаты Богдан Коношенко.

КОНОШЕНКО: «Набор большого количества нелегальных или полулегальных перевозчиков (которые разрешение на работу в такси получили, но требования законодательства фактически не выполняют) связан с тем, что они экономически обыгрывают легальных перевозчиков, потому что не несут тех затрат, которые вынуждены нести мы».

В случае если один из агрегаторов откажется работать с такими водителями, они тут же смогут подключится к другим операторам такси, – отмечает член правительственной комиссии по безопасности дорожного движения Наталья Агре. Единой системы контроля у нас нет.

АГРЕ: «Сегодня любой водитель такси может быстро переключится с одно агрегатора на другой. Как только его отключают от системы (либо за нарушение, как это делают крупные агрегаторы, либо за переработку), то он сразу подключается к другой системе, которая не является столь требовательной».

Проверка компаний «подключашек» займет несколько месяцев. Вместе со столичным департаментом транспорта в ревизии будут участвовать представители полиции и налоговой службы.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация