Разное время. Радиоканал Кружки, факультативы, секции...

4 ноября 2019, 16:23

Программу "Разное время" ведутся Анатолий Круглов и Валентина Зарубина.

­Ярмарка родительского тщеславия?

Н. Тарасова: В репортаже приведён пример конкретной семьи. Конечно, чувствуется, что подобные семьи амбициозные, самодостаточные, мама и папа в них с хорошим образованием. Ну и, наконец, есть финансирование, потому что большинство из тех допзанятий, что были названы, требуют если не прямого финансирования, то косвенного. По крайней мере, покупки чего-либо, чтобы помогло бы развиваться ребёнку в том или ином направлении, это все равно потребует.

В России существует проблема доступности дополнительного образования. В целом по стране основная масса детей (больше 70 процентов) от 5 до 18 лет посещают в основном один кружок, от 18 до 20 процентов составляют дети, которые посещают два кружка. И совсем немного тех, кто посещает три кружка. У нас разная страна, с разным экономическим благосостоянием людей, поэтому не каждая семья может позволить себе широкий спектр интересных и дорогостоящих дополнительных образовательных услуг. Поэтому, когда проводится какое-то исследование, одним из главным его вопросов является вопрос о готовности людей оплачивать эти услуги. В стране сохранилась уникальная система дополнительного образования, такой в мире нигде не было, но вы готовы оплачивать занятия в кружках или готовы посещать их только бесплатно ? Исследования показывают, что кто-то готов оплачивать, но все равно остаётся большой процент родителей, которые по-прежнему ждут предоставления бесплатной образовательной услуги.

А нужно ли, чтобы было большей семей, где бы дети были максимально загружены? Или это может быть не нужно и вредно?

Н. Тарасова: Вопрос надо рассматривать с точки зрения, насколько это хорошо или плохо для ребёнка. Если мы говорим, что во имя ребёнка, то тут нужно исходить не от мамы с папой, насколько они образованы, что они могут дать ребёнку, а оттого, что может сам ребёнок. То есть, насколько он состоялся в своём развитии. Потому что амплитуда развития детей, особенно в период дошкольного возраста, бывает плюс 3,5 года – минус 3,5 года. То есть, по паспорту ребёнок одного возраста, а по своему развитию он другого возраста. И в дошкольном образовании это особенно ощущается.

В каком возрасте стоит ребёнка отдавать в кружки? Ведь всё зависит от наличия свободного времени у мамы, бабушки или папы? И от финансовых возможностей? Если всё это совпало: есть деньги и есть возможность отводить ребёнка на занятия, то с какого возраста?

Н. Тарасова: Можно с дошкольного. Важно только не переборщить. Важно, чтобы ребёнок мог вобрать в себя эти занятия, потому что не каждый ребёнок это может. У нас за последние годы в обществе родился миф, в том числе его воспитали и родители, что дети наши – акселераты, развиваются они крайне ускоренными темпами, что в век информатизации и информационного общества невозможно ждать, так как ждать некогда. Если сейчас мой ребёнок в 3,5 года не состоится, то он уже не состоится никогда. Он не сможет достичь тех высот, не таких, что достигли мама и папа, а тех, которых он должен будет достигнуть. Но многочисленные исследования, в том числе институтов, которые занимаются изучением мозга именно детей-дошкольников, привели к разрушению этого мифа. Они показали, что если дети искусственно чему-то обучаются, особенно в дошкольном возрасте, то делается это в основном по желанию взрослых. Потому что это модно, потому что подруга учит своего ребёнка этому, потому что ребёнок на улице, у подруги или друзей уже не просто так читает, а сказки сочиняет или ещё что-либо, посещает какие-то особые занятия по математике, по скоростному чтению, и семья пытается всё больше и больше включать допобразование, чтобы и их ребёнок тоже мог. Но если это искусственно было, неестественно, то это потом мешает. А если есть какие-то задатки, генетические способности, условия, которые созданы семьёй для постепенного вхождения ребёнка в процесс посещения кружков, тогда это приносить вреда не будет. Ребёнок этот, наверное, может всё успеть, ведь у него естественный врез происходит в кружки.

А каким образом этот врез проявляется?

Н. Тарасова: Когда дети приходят в начальную школу, они, казалось бы, быстро осваивают чтение. Они быстро читают, потому что их родители очень хотели, чтобы их дети освоили скоростное чтение. Но оказывается, освоив очень быстро в раннем возрасте скоростное чтение – в 2-2,5 года, дети приходят не к так называемому "смысловому" чтению, а к скоростному. И когда им в школе надо учиться, они тексты читают, а смысла не считывают.

Считается, что для ребёнка хорошо выбрать одну спортивную секцию, а другую – интеллектуальную (творческую или научную). И с этого можно начать. А там уже, если у ребёнка есть силы и желание, от этого можно будет плясать. Вы согласны с такой точкой зрения?

Н. Тарасова: Согласна. Но что удивительно! Если по стране делать срез, у нас, как правило, большинство детей увлекаются всем, что связано с театром, с искусством, с танцами. Словом, с эстетическим или художественным направлениями. А потом только идёт спорт. Мне кажется, действительно ребёнку важно, особенно если это мальчик, предоставить возможность выбора какого-то спортивного занятия, кружка, и чтобы выбранное им занятие доставляло удовольствие, нравилось ему, увлекало. Это мотивация. Если у нас через систему дополнительного образования этот мотивационный аспект будет сильным, то этому ребёнку будет легче учиться в школе.

Психологи, когда видят, что родители пытаются перенести свои нереализованные траектории на детей, они считают, что эти родители реализуют себя в первую очередь через ребёнка. То есть, свои амбиции пытаются переносить на своих детей.

Нужно ли, чтобы у ребёнка было свободное время? Кто-то считает, что если у ребёнка нет свободного времени, то у него нет и времени на глупости.

Н. Тарасова: Я за "золотую" середину. С одной стороны, я против того, чтобы ребёнок был организованно чем-то занят весь день. Надо, чтобы он понимал, что у него сначала школа, потом организация – в одном месте, организация – в другом. Дошли до сна, организовали сон, легли спать. Возможно, что и уроки делаются где-то на этих организованных площадках.

У ребёнка, как и у каждого из нас, как у любого человека, должно быть своё личное время. Оно в любом случае должно быть. И насколько правильно будет организовано это время, это тоже зависит от семьи. Насколько семья будет включаться, помогать, объяснять. Правы те родители, которые считают, что сегодня есть такая проблема, что дети не ходят на улицу, не идут играть к сверстникам и делиться своими впечатлениями, а быстрее будут сидеть в каких-то гаджетах или с помощью мессенджеров переписываться друг с другом. То есть, они не выйдут на улицу и не будут общаться. Но при всём при этом они должны находить время и место для своей микрожизни, где они должны подумать, что-то решить, с кем-то связаться. Насколько попадут они в плохое или останутся в хорошем? Если это маленький ребёнок, то всё зависит от взрослого. Тут важен не бесконечный тотальный контроль, но какая-то направленность и родительский пример.

В то же время психологи советуют не следовать желанию ребёнку, попытаться сразу всё бросить. Потому что после 1-2 занятий ребёнку что-то может не понравиться и он больше не хочет заниматься спортом. Больше всего кружков посещают дети, учась в начальной школе. Загруженность детей вне школы ведёт к тому, что загружённость в школе сокращается.

Какие признаки указывают на то, что вас ребёнок перегружен, что ему это всё не в удовольствие?

Н. Тарасова: Общая утомляемость или чрезмерная возбудимость. Наблюдение родителей для детей крайне важно. Но, к сожалению, сейчас у родителей крайне мало времени, когда они наблюдают за своими детьми. Они их видят ранними утрами и вечерами. Но система дополнительного образования в большой степени позволяет ребёнку найти свою нишу, свой путь развития. Сегодня система дополнительного образования в значительной мере может помочь сориентироваться в будущем, выбрать траекторию при выборе профессии.

В России система основного образования выстроена следующим образом. Есть основная часть и внеурочная часть. Но цели внеурочной части несколько отличаются от дополнительного образования. Внеурочная часть как бы дополняет основную. А дополнительное образование даёт всё-таки больший выбор. Хотя иногда в школе они подменяются. Через систему дополнительного образования мы занимаемся репетиторством? Занимаемя. Мы углубляем знания в каких-то отдельных дисциплинах, которые нам нужны? Да. То есть, вот здесь есть иногда некое противоречие.

В последнее время в систему общего образования педагоги вместо дополнительного образования очень активно стали приходить специалисты, владеющие программами дополнительного образования, и они на площадке школы стали проводить свои кружки. В крупных городах это частое явление. И это не какое-то отдельное, далеко находящееся учреждение с допуслугами. В крупных городах это может происходить на площадке самой школы.

С чего нужно начать, чтобы сегодня даже в небольших населённых пунктах у детей были такие же права на получение дополнительного образования, как и у жителей больших городов? Или этого никогда не достичь?

Н. Тарасова: Такие задачи, конечно, ставятся. Но они не сиюминутные. В этом году запущена программа до 2024 года, в соответствии с которой предусмотрено внедрение передвижных кванториумов. Они будут позволять детям получать технологические навыки, навыки технического развития по таким направлениям, как робототехника и IT-технологии. Конечно, понятно, что на огромных просторах нашей страны мы не сможем создать крупные дворцы творчества, которые будут наполнены кружками, и самое главное, там не только будут специалисты, но и наполненная дорогостоящая среда. Поэтому принято решение, что через нацпроект "Образование" будут создаваться передвижные станции-кванториумы.

­Кружки, факультативы, секции...

Разное время. Радиоканал. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Ориентация на местности

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация