КультБригада: слово, смысл, литература Cергей Лукьяненко: возвращение в космос
Персоны
Почему ты вернулся в космос?
С. Лукьяненко: Захотелось. Я всё-таки довольно давно не писал космических вещей. Я писал про волшебство, магию, вампиров, зомби. Всё это надоело, и мне захотелось чего-то жёсткого. Чтобы корабли бороздили просторы Галактики, чтобы доблестные космонавты и астронавты разгадывали загадки Вселенной.
Как родился замысел?
С. Лукьяненко: Написал я книгу достаточно быстро. Для этого я высвободил время от написания сценариев, что время поглощает, но, к сожалению, у нас путь от сценария до реализации фильма очень долгий, и я решил, что нет, надо больше писать книги, потому что книгу ты написал, и она однозначно выходит.
Я решил вернуться в космос, мне захотелось поговорить о том, почему разум любит себя убивать, почему разумные существа, правда, мы пока знаем только себя в качестве таких существ, стремятся к разрушению, которое, в общем-то, не продуктивно и не полезно ни для кого. И вот я стал в фантастической форме рассуждать о войне, о разуме и о том, как он может это преодолеть. Тем более, мировая обстановка, как говорилось во времена моей юности, очень напряжённая, стабильности нет. Вот и захотелось на эту тему порассуждать.
Сергей Лукьяненко: "Задача писателя в первую очередь в том, чтобы его читали".
Когда ты сел писать своё возвращение в космос, ты, наверное, всё-таки внутри какие-то для себя конструкции выстраивал в зависимости оттого, что ты читал, какие-то у тебя есть же любимые писатели, авторитеты в космической литературе. Это же целое направление в фантастике. Есть космическая литература, есть какая-то ещё другая... Вот у тебя кто эти авторитеты? И почему они?
С. Лукьяненко: Это, наверное, в первую очередь набор стареньких авторов: Айзек Азимов, Артур Кларк, Роберт Хайнлайн – люди, которые работали в так называемом "золотом веке" американской фантастики в 50-60-е годы прошлого века. Они создали огромную выдуманную Вселенную, у каждого она, конечно, своя, их даже много, но они все наполнены каким-то одним общим духом: желанием развиваться, познавать мир, завоевать всю Галактику в хорошем смысле этого слова. Этот порыв на самом деле прекрасен и мне очень нравится в старой фантастике, и я его в каком-то новом облике попытался воссоздать.
К перечисленным фамилиям я бы добавил ещё наших старых добрых классиков фантастики и близких к нам. Того же самого Ивана Ефремова – из наших, из близких – Станислава Лема, братьев Стругацких. Из тех, кого ты назвал, Айзек Азимов – профессор биохимии, Артур Кларк – учёный, Станислав Лем – врач, братья Стругацкие: один – астрофизик, другой – офицер. Получается, что космическую фантастику пишут люди конкретных знаний...
С. Лукьяненко: Да. При этом можно заметить, что среди нет людей, напрямую занимающихся космосом. Думаю, что это связано с тем, что человеку, когда он чем-то занимается профессионально, фантазировать на эту тему сложнее. Я замечал, что у меня не так много каких-то медицинских мотивов.
Всем известно, что Сергей Лукьяненко по образованию врач, ты год проработал психиатром в больнице, сам из семьи врачей. И мама, и папа, и старший брат, и даже супруга твоя – все вовлечены в эту профессию.
С. Лукьяненко: Супруга моя – психолог. Но это близко.
Тем не менее у тебя практически нет ни одного широко известного героя, который был бы врачом. И вообще ты с этой темой как-то не очень дружишь. Почему?
С. Лукьяненко: В какой-то момент я это сформулировал для себя так: трудно фантазировать там, в чём ты более-менее разбираешься. Поэтому медицинская тема – для меня не поле для фантазии. Я как бы всё-таки эти области разделяю. Правда, с годами медицинские знания из головы благополучно выветриваются, и можно уже начинать фантазировать и в этом направлении.
Раньше писатели-фантасты буквально предсказывали за несколько десятилетий, а иногда и столетий определённые технологические вещи. И все равно к писателям-фантастам не относятся серьёзно. С одной стороны, мы вроде имеем серьёзную литературу, которая действительно проектирует будущее, а с другой стороны, это какая-то просто развлекаловка.
С. Лукьяненко: На самом деле это не обязательно, потому что среди фантастов хватает и людей, не представляющих точные науки. То есть, хватает и милиционеров, и учителей, и психологов, и врачей. Бывает по-разному. Но в принципе, да, процент людей точных знаний среди фантастов существует. Может быть, действительно им интереснее фантазировать. Может быть, они чувствуют какие-то ограничения в своей профессии, которые на неё накладывает современная наука и нынешний уровень развития технологий. И им хоть в фантастической литературе можно вырваться за пределы возможного.
Что же касается предсказаний будущего, этого сейчас становится всё меньше и меньше. Современная фантастика от этого уходит, потому что набор того, что легко предсказать, кончается. Все дальнейшие выдумки, которые основаны на реальных научных фактах, требуют, чтобы их автор очень глубоко разбирался в той или иной отрасли науки. А для этого требуется совместить и научный ум, и умение худо-бедно всё это описывать. Это не всегда совпадает. За это, кстати, может быть, фантастику представители большой литературы и поругивают. Потому что фантастика часто берёт и за счёт активного сюжета, за счёт фантазии, калейдоскопа идей отбрасывает всё остальное. А именно: стиль, правдоподобие характеров, развитие характеров – остаются в стороне. И для представителя классической большой литературы это начинает выглядеть смешно. Ну, да, идей вроде интересных накидали, сюжет бодрый, но написано-то ужасно!? Такое тоже с фантастикой бывает. В оправдание скажу, что и в большой литературе такое тоже бывает.
Фантастика – это младший брат?
С. Лукьяненко: Нет, это сформировавшееся уже деление. Раз уже употребляется такой термин, какой смысл искать новый? Меня это лично не обижает. Литература в первую очередь должна до читателя доходить. Если литература не доходит, не издаётся, не читается, какие бы прекрасные мысли автор в своё произведение ни заложил, каким бы великолепным стилем он ни написал, все равно получается холостой выстрел.
Полный вариант беседы с С. Лукьяненко слушайте в аудиозаписи.
Программу "Культбригада" вёл Вячеслав Коновалов.
"Культбригада". "Порог" – возвращение в космос
КультБригада: слово, смысл, литература. Все выпуски
- Все аудио
- Культбригада: слово, смысл, литература