Актуально Учебный самолёт Як-130 станет боевым

18 ноября 2019, 12:33

Программу ведёт Елена Щедрунова.

В Дубае сейчас проходит очень крупный авиасалон. На нём представлен российский учебно-боевой самолёт Як-130. В ходе работы авиасалона представитель Объединённой авиастроительной корпорации заявил о намерении превратить этот самолёт из учебно-боевого в боевой.

Главный редактор журнала "Арсенал Отечества" Виктор Иванович Мураховский.

Понятно, что подобным заявлением Объединённая авиастроительная корпорация идёт навстречу пожеланиям некоторых клиентов. С чем это связано? С желанием получить дешёвый боевой самолёт?

В. Мураховский: Этому есть комплекс причин. В учебном варианте поставки самолёта Як-130 российским ВКС завершены. ВКС России имеют сегодня в своём составе 109 подобных самолётов. И для продолжения поставок как раз российские ВКС просят этот самолёт доработать и усовершенствовать в соответствии с их требованиями, в том числе и для боевого применения.

Примерно аналогичные требования и у зарубежных заказчиков. Например, Алжир готов дополнительно закупить к имеющимся уже у него самолётам самолёт Як-130 в продвинутом варианте, ориентированном на боевое применение. Аналогичные пожелания высказывают и страны Юго-Восточной Азии.

По сути, и сейчас самолёт может применяться в боевом режиме, однако он не оборудован современными радиолокационными станциями, которые позволяют в любых погодных условиях работать по наземным целям. Для этого необходимо поставить бортовую РЛС с активной фазированной антенной решёткой и интегрировать её в существующую систему бортового радиоэлектронного оборудования самолёта. Проблемы это, конечно, не представляет. Потому как такие РЛС отечественными разработчиками созданы. Вопрос в цене, потому что это достаточно дорогое изделие, которое, однако, существенно расширяет боевые возможности самолёта.

Чем хорош Як-130 в сравнении с привычными нам "сушками" и "мигами"? Я полагала, что дело в цене, но если его модернизировать, то цена самолёта тоже получится высокой. То есть, у этого самолёта есть какие-то иные возможности, которых нет у других самолётов?

В. Мураховский: Конечно. Он же создавался как самолёт для продвинутой подготовки пилотов практически на любые типы боевых самолётов. Поэтому у него полностью цифровой борт, электродистанционная система управления и возможность имитировать аэродинамические боевые характеристики истребителей, на которые пилоты приходят служить в войска после подготовки на самолёте Як-130.

Почему нужен иностранцам Як-130 в боевом варианте?

В. Мураховский: Потому что стоимость часа полёта на этом самолёте примерно раз в десять меньше, чем на другом боевом самолёте. Если речь идёт о том, что необходимо работать по наземным целям, по противнику, который не обладает развитой противовоздушной обороной, собственной истребительной авиацией в качестве средства ПВО, то как раз Як-130 можно очень хорошо приспособить для выполнения таких задач. Мы видим, что большинство военных конфликтов сегодня характеризуется тем, что противником являются не организованные государства и их вооружённые силы, а какие-то негосударственные вооруженные формирования. Мы видим это в Йемене, Сирии, Ираке и т.д. Поэтому многие государства считают, что работать по таким целям очень дорогими истребителями, которые могут всё, слишком дорого, и это не имеет смысла. Гораздо эффективнее применять более дешёвые самолёты и в смысле стоимости самого самолёта, и в смысле стоимости полётного часа.

­Учебный самолет Як-130 станет боевым

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация