Авторские материалы Как фото стало искусством: выставка об истории фотографии в Пушкинском музее
Персоны
Сделано во Франции. Выставка «Дагеротип, автохром, поляроид» открылась в Пушкинском музее. История фотографии «от А до Я», черно-белые портреты на шершавой бумаге, россыпь цвета и глянцевый блеск полароидных карточек – все это собрано в экспозиции. Кто первый открыл фотографию и почему ее долго не признавали искусством, узнала корреспондент "Вестей FM" Анна Владимирова.
Француза, который покорил весь мир, звали Луи Жак Дагер. В 40-е годы XIX века он изобрел технологию фотографии. И – подарил людям шанс сохранить свои лица юными для потомков и вечности. Новоявленный процесс был назван в честь его автора – дагеротипом. О сути технологии говорит директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак:
ЛОШАК: Это реальное изображение, это момент запечатленной жизни, увиденной конкретным человеком в конкретный момент бытия. То есть уникальный взгляд любого человека, который видит нечто, что может увидеть только он. Это, собственно, и отличает уникальность от неуникальности.
Первые черно-белые фотографии – это в основном семейные портреты. На них – аккуратно одетые дети, нарядные дамы и важные господа с кручеными усами чинно позируют перед объективом. На стендах – карточки формата дагератив XIX века расположены рядом с дизайнерским фото века XX. У первых – позолоченные рамки, у вторых – вставки из золотистой фольги. Экспозиция не отслеживает хронологию, а расставляет визуальные акценты. О том, на чем «стоит» структура выставки, рассказывает куратор Ольга Аверьянова:
АВЕРЬЯНОВА: Жанры, мотивы, какие-то сюжеты, цветовые пятна даже. Вот, например, мотив цветов, который вдруг соседствует с мотивом татуировки. Но татуировка на ногах – это те же цветы. То есть некие мотивы, моменты, которые вдруг кажутся похожими. Есть обнаженная натура. Это – этнографическая съемка XIX века, но одновременно это некая эстетическая концепция 70-х годов, когда поляроид, который расположен рядом, появляется здесь на одной и той же стене.
В начале XX века мир черно-белого фото расцвел и расширился. «Родители» кинематографа – братья Люмьер – придумали цветной процесс фотопечати – автохром. 30 лет этот способ «сгущать краски» на снимках оставался единственным. А в 1947 появилась «волшебная фотокнопка» под названием "поляроид". Мгновение – и цветная картина мира вылетала из аппарата глянцевой птичкой. Но, несмотря на уникальность, красоту и чудо техники, фотографию долго не считали своей в мире искусства, продолжает Ольга Аверьянова:
АВЕРЬЯНОВА: Первый повод – это, конечно, ее технологичность, механистичность. Казалось, что просто нет места для фантазии художника. Нажимаешь кнопку – и получаешь некое изображение: где тут художественный жест, где художественный замысел? Ну и второе – это, конечно же, пресловутый тираж. Вот эта производимость, которая вдруг задана была фотографией… Конечно, мы знаем еще одно тиражное искусство – графика. Но все-таки там в меньшем количестве распространялись листы графические. Фотография – это бесконечное количество копий. Искусство не хотело принимать копии в свои ряды.
В середине 70-х фотографию все же «зачислили в штат искусств». Картинки с нынешней выставки подтверждают свой небытовой статус: будь то черно-белый портрет дворянской семьи, снимок парящей танцовщицы на синем фоне или обнаженная дама в дверном проеме, выведенная на поляроид, – все это чистая фиксация момента в идеальных пропорциях светотени.