Авторские материалы Секонд-хенд для богатых: как вторичный люкс вошёл в моду
Персоны
Богатые полюбили секонд-хенд. На Западе бурно развивается индустрия вторичной продажи люксовых вещей. Модные дома открыто торгуют одеждой и аксессуарами, которые кто-то ранее уже носил. Эта концепция приобрела огромную популярность среди зажиточной молодежи. Они скупают вещи класса люкс через онлайн-агрегаторы, носят их по нескольку раз, а затем там же перепродают. Это позволяет им одеваться в лучшие марки, часто менять наряды и при этом экономить деньги. Эксперты говорят, в ближайшем будущем это станет нормой для всех слоев населения: люди будут спокойно донашивать вещи, а не копить их в своих гардеробах. Экономический обозреватель «Вестей ФМ» Валерий Емельянов продолжит тему.
На Западе состоятельная публика всерьез увлеклась премиальным секонд-хендом. Поклонники топовых марок покупают одежду, обувь и аксессуары буквально на пару выходов, а потом перепродают их с дисконтом. У них эти вещи покупают такие же небедные люди (потому что ценник получается все равно высокий), но чуть более экономные. Затем цикл повторяется: вторые продают третьим, берут что-то другое, а те – четвертым и так далее. Все бренды проверенные и, более того, авторизованные самим производителем. Например, британская Burberry открыто участвует в продвижении американской онлайн-комиссионки The RealReal, где представлены ее товары. Пару лет назад такое было немыслимо, а теперь стало вполне достойным направлением бизнеса. Комментирует гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс.
ЛЕБСАК-КЛЕЙМАНС: Сейчас люди, которые покупают вещи в винтажных магазинах и секонд-хенде, это не те, у кого нет средств, а те, кто разделяют определенную идеологию. Сейчас уже никому не стыдно признаваться, что это вещь из винтажного магазина. Соответственно, у брендовых вещей удлиняется срок жизни.
Вторичным люксом сейчас промышляют практически все известные западные бренды: Louis Vuitton, Dior, Gucci, Chanel, Prada, Hugo Boss. Конечно, в своих фирменных магазинах секонд-хенд они не продают, но охотно помогают сторонним сервисам скупать и перепродавать вещи из прошлых коллекций. Наибольшим спросом пользуются аксессуары (в основном сумочки, украшения и часы), а также обувь. Существуют онлайн-магазины, которые специализируются только на редких б/у кроссовках. Причем это – отдельная новая сфера инвестиций. Люди покупают обувь из лимитированных коллекций, вообще ее не носят, ждут, пока она подорожает, а потом перепродают. Аналогично поступают с люксовыми сумочками те, кто в них разбирается. В целом это похоже на вложение денег в предметы искусства, продолжает Анна Лебсак-Клейманс.
ЛЕБСАК-КЛЕЙМАНС: Действительно, люди покупают и перепродают их. Многие буквально охотятся за коллаборациями брендов, отслеживают их, моментально выкупают вещи у производителя для перепродаж в Интернете. Это сейчас очень популярно. В люксовом сегменте большую роль играет индивидуализм. А его можно достигнуть только такими вот "короткими" коллекциями. С того момента, как появилась идея хайповых коллекций, началась вспышка "ресейла" в Интернете.
Компании, которые создают агрегаторы для вторичного люкса, сейчас привлекают инвестиции на сотни миллионов долларов. Одна из них недавно вышла на биржу NASDAQ. Это вообще первый в истории случай, чтобы онлайн-барахолка разместила акции наравне с классическими модными домами. Аналитики говорят, что в ближайшие 5 лет секонд-хенд станет основным каналом продаж для модной индустрии. То есть новых вещей будет продаваться меньше, а в гардеробах у людей будут в основном кем-то ношенные раньше вещи. Как это будет организовано, пока непонятно. Возможно, что-то вроде trade in, как с б/у автомобилями и бытовой электроникой: купил, поносил, надоело, поменял, доплатил, ушел. Западные исследования показывают, что старшее поколение и люди среднего возраста к такому поведению не готовы. А вот рождённые в 80-х, 90-х и тем более в XXI веке вообще не стесняются бэушных вещей. Они выросли с пониманием того, что тренды каждый день меняются. Плюс многие убеждены, что так они спасают планету, не засоряя ее надоевшей одеждой. Для большинства молодых покупателей на Западе это – очень весомый аргумент, объясняет руководитель кластера электронной коммерции РАЭК Иван Кургузов.
КУРГУЗОВ: Производителей одежды давно обвиняют в том, что они развивают потребительство и наносят ущерб экологии, потому что их одежда потом выбрасывается. Вот бренды и взяли на вооружение идею повторного использования. Мало того что марки с пометкой «эко» лучше продаются, они еще и ходят и всем рассказывают, что они занимают переработкой и повторным использованием. Есть современный термин – «осознанное потребление». И вот одной рукой эти компании производят бесконечное количество одежды, а другой играют в повторное потребление и перепродажу.
Будущее, в котором нет ничего личного, даже собственной одежды, уже начинает проглядываться в некоторых странах. Появляются сервисы аренды любых предметов. Логика их создателей в том, что покупки не должны лежать без дела, и если вещь кому-то нужнее (будь то дрель или вечерний костюм), то их следует отдать в пользование другому человеку, взяв с него небольшую плату за доставленные хлопоты. Это породило еще одно течение среди молодежи – бытовой минимализм. Многие американцы, съезжая от родителей, не покупают себе вообще ничего: дом, машина, техника, одежда – все в аренде. Это позволяет им обходиться без кредитов и путешествовать по миру, не привязываясь к материальным ценностям. Впрочем, некоторые экономисты считают, что такое отношение к жизни может вызвать глубокий кризис в экономике США, построенной на потреблении и займах.