Картинка

Авторские материалы Правила шопинга: советы и предостережения для тех, кто намерен участвовать в «чёрной пятнице»

26 ноября 2019, 18:37

Персоны

За "фальшивые" скидки магазины не отвечают. Роспотребнадзор опубликовал разъяснения по поводу грядущей «чёрной пятницы» и советы для тех, кто намерен в ней участвовать. Распродажа официально стартует на этой неделе, однако многие магазины уже вывесили свои "особые ценники". Где ждать подвоха – выяснял экономический обозреватель «Вестей ФМ» Валерий Емельянов.

Уже по традиции в России в конце ноября параллельно проходит сразу несколько «чёрных пятниц», и в них легко запутаться. Единого сайта нет, крупные онлайн-магазины разбились на два больших лагеря: просто «чёрная пятница» и «настоящая чёрная пятница», у каждой из которых – свой каталог с товарами. Помимо этого, некоторые большие ретейлеры проводят отдельную "пятницу", причем уже по второму и третьему кругу. В начале месяца она называлась «подготовка к чёрной пятнице», на прошлых выходных – «первая волна перед пятницей». Все это сопровождалось обновленным праздничным дизайном сайтов, гигантскими баннерами в пол-экрана и прочими эффектами. Самое опасное в этой неразберихе – то, что, помимо «официалов», сайты под «чёрную пятницу» штампуют хакеры. Люди попадают на них через поисковую систему или по ссылкам из мессенджеров, соцсетей, СМС и в итоге «сливают» персональные данные, номера карт и, как следствие, теряют деньги. Как показывает практика, жертвами становятся даже опытные пользователи, которые часто что-то покупают в Интернете, говорит руководитель аналитического центра Zecurion Владимир Ульянов.

УЛЬЯНОВ: Они очень ловко копируют сайты и рассылки, которые переводят пользователя туда, куда им нужно. И не всегда разглядишь, поддельный это сайт или настоящий. Там часто используются сокращенные ссылки, к которым люди уже привыкли. Вы не видите, куда будет осуществлен переход, кликаете, видите нужный вам товар по хорошей цене. Многие в такой ситуации снижают бдительность и попадаются.

И это – только одна из угроз, о которой предупреждает Роспотребнадзор. В своих "правилах шопинга" ведомство пишет и о другом важном нюансе: фальшивые скидки ненаказуемы. Да, магазины могут "накручивать" цены, и это можно проверить через специальные онлайн-сервисы, которые следят за ценниками, но привлечь за это продавца по закону нельзя. Зато можно вернуть товар без объяснения причин в течение 7 дней, а по ряду категорий (например, электроника) – и до 14 дней после оплаты. Чек не обязателен, достаточно только привезти покупку в пункт возврата в товарном виде. Если на сайте или на стенде в магазине не были прописаны процедура и срок возврата, то покупателю даже лучше. В таком случае срок возврата продлевается аж до 3 месяцев. Некачественный и поврежденный товар обязаны принять в такой же срок, еще 10 дней магазину дают на возврат денег. Причем у клиента есть право выбора: забрать деньги, заменить товар на другой или потребовать скидку за дефект. Часто продавец отказывается отдавать деньги или уступить по цене, но тут действует железное правило – «клиент всегда прав». Комментирует руководитель «Юридического бюро №1» Юлия Комбарова.

КОМБАРОВА: Потребитель может потребовать любой из трёх вариантов. Если он не хочет заменять товар на такой же, он имеет право требовать денежную компенсацию, даже если продавец предложил ему замену. Клиенту могут предложить вернуть всю сумму или какую-то часть за дефект. Все эти варианты прописаны в законе, и выбор – на стороне покупателя, а не продавца.

Еще одна немаловажная деталь: с недавних пор в России агрегаторы тоже несут ответственность перед покупателем. Если товар был выбран и оплачен через сайт-посредник, то при любом несоответствии все претензии – именно к нему. Например, цвет или технические характеристики гаджета на сайте магазина и у агрегатора могут не совпадать. Если привезли не то, что было в карточке товара, то агрегатор обязан будет вернуть деньги клиенту и организовать возврат. То есть разбираться с магазином-поставщиком покупателю не придется.

Вообще, у клиента много таких «скрытых» прав, которыми люди редко пользуются. Например, если была внесена предоплата за товар, то за "опоздавшую" доставку покупатель может требовать неустойку. Каждый день задержки стоит продавцу 0,5% всего чека. То есть, например, у вас списали с карты 10 000, обещали привезти через день, а реально привезли только через неделю, в этой ситуации вам должны вернуть 250 рублей (по 50 за каждые лишние сутки). В период зимних распродаж задержки доставки случаются очень часто, так что стоит иметь в виду и, если что, грозить судом, продолжает Юлия Комбарова.

КОМБАРОВА: Если продавец сразу согласится выплатить неустойку за просрочку доставки товара, то ему это обойдется дешевле, чем если клиент направит ему досудебную претензию. Потому что при взыскании в судебном порядке добавится еще и штраф в 50-процентном размере. Он всегда начисляется, если требования покупателя не были удовлетворены в добровольно порядке. Если товар – дорогостоящий, то сумма может получиться довольно существенной.

Бывает, что в период распродаж «подвисают» не только курьерские службы, но и деньги на счетах магазинов. Пару недель назад во время китайского «дня холостяка» "легли" серверы одного из банков. Тысячи клиентов либо вообще не могли оплатить товар, либо у них произошли двойные и даже тройные списания. Некоторые из покупателей до сих пор не получили обратно свои деньги. Закон никак специально не регулирует подобные инциденты. Если магазин не получил деньги от покупателя, то требовать с него неустойку нельзя, но и в банке этих денег может еще не быть (если они – в «заморозке» у платежной системы). Единственный выход – ждать и регулярно напоминать банку о своей проблеме. Как правило, в течение месяца все ошибочные списания возвращают. Как вариант – можно не пользоваться предоплатой в пиковый сезон, особенно на распродажах. Тем более что выгода от участия в них – весьма сомнительна. Недавнее исследование показало, что лишь 5% товаров в «чёрную пятницу» реально дешевле, чем в другие дни года. И из этих 5% почти все – это неликвид или дешевые аксессуары, у которых изначально завышенная маржа.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация