Актуально Что собой представляет сегодня российский флот

28 ноября 2019, 12:11

Программу ведёт Елена Щедрунова.

Накануне Владимир Путин посетил "Адмиралтейские верфи", где осмотрел подлодку, ледокол и патрульный корабль ледового класса, а также поучаствовал в закладке патрульного корабля ледового класса "Николай Зубков".

Посещение президентом "Адмиралтейских верфей" стало причиной для нашего разговора о том, что собой представляет российский флот как военный, так и коммерческий.

Иван Коновалов: Первый важнее, пожалуй. Сама закладка патрульного корабля ледового класса по-своему знаковая, поскольку российскому военному флоту ещё предстоит пройти долгий путь полного перевооружения в рамках реформы, так как в предыдущие годы в основном флот финансировался по остаточному принципу. Всегда на первом месте стояли Ракетные войска стратегического назначения, они и сейчас первые, Военно-воздушные силы, теперь Воздушно-космические силы, Сухопутные войска. А флот, исходя из того, что у нас всегда концепция военной доктрины была сухопутной, интересы больше относились к сухопутью, оставался несколько на периферии в плане военного бюджета.

Ситуация в последнее время, конечно, изменилась. И изменили её события в двух регионах. Это, во-первых, Арктика, недаром мы говорим о закладке корабля ледового класса, и Сирия. Потому что действия в Сирии – это действия на удалённом театре военных действий, и, безусловно, там необходима помощь и активное участие флота. У берегов Сирии сегодня есть оперативная группировка ВМФ РФ, которая действует на постоянной основе.

А в Арктике ситуация даже сложнее, поскольку все понимают, что рано или поздно предстоит серьёзная борьба за Арктику, за арктические ресурсы. Россия к этому готовится. Соответственно, арктическое направление в плане флота развивается. По крайней мере, даже в структурном отношении. Северный флот получил статус оперативного стратегического командования, то есть фактически военного округа. Такого опыта ни в одной армии мира нет. Россия первой таким образом поступила. И совершенно правильно.

Это связано с нарастающей напряжённостью в этом регионе?

Иван Коновалов: Сейчас это связано с политической напряжённостью в арктическом регионе, которая может перерасти в военно-политическую напряжённость. Очевидно, что Запад не отступит от своего желания перекроить арктическое пространство, где большая часть природных ресурсов, которые в будущем станут очень важными, находится на территории, которую контролирует Российская Федерация. И ей это придётся защищать.

Часто, что касается вооружений, мы говорим, что мы впереди планеты всей. Комплекс "Авангард" ставят на дежурство, и подобного комплекса нет ни у кого, и они нас будут долго догонять. А что касается ВМФ, у нас там есть какие-то такие вещи, в которых тоже всем остальным придётся нас догонять? В советское время основная ставка делалась на подлодки, и Советский Союз в подводном флоте был хорош. А сейчас?

Иван Коновалов: Во-первых, стратегические атомные подводные лодки и атомные многоцелевые подводные лодки остаются важнейшим элементом и обороноспособности страны, и демонстрации флага в любой точке мира. Сменился ли подход? Конечно, поскольку сам характер войн сейчас стал несколько другим. Ведь во времена "холодной войны" готовились к масштабному противостоянию двух больших блоков. Теперь же война рассыпалась на крупные и более мелкие фрагменты по всему миру. Там идут боевые действия, и флот в них участвует.

Что касается морских вооружений, во-первых, всему миру о себе громогласно заявила в своё время ракетная система "Калибр".

А что с судами? Мы строим их сегодняшние, вчерашние или завтрашние?

Иван Коновалов: Что касается конструкторской мысли судостроителей, пока никто в мире не перешёл в область ближайшего будущего. В ВКС можно наблюдать, например, самолёт "пятого поколения". Но это предел. Для создания самолёта "шестого поколения" должны быть применены совершенно другие конструкторские решения. По большинству видов вооружения и боевых платформ разработчики подошли к тому, что ресурс ныне существующих почти выработан. Соответственно, нужно создавать новые. Если говорить о кораблях, то это система "стелс", чтобы корабль был абсолютно невидимым, это использование различных новых типов вооружений.

Россия использовала "Калибр", появилась гиперзвуковая противокорабельная ракета "Циркон", аналогов которой нет в мире. Что касается конструкторских решений для кораблей, обводы для кораблей сохраняются прежними. Другое дело, что будет очень сильно меняться их начинка. У нас появляются системы радиоэлектронной борьбы, аналогов которых, кстати, тоже в мире мало. Мы обошли всю планету в этом. Об этом можно говорить без всякого пафоса. Действительно мы обогнали в системах РЭБ американцев, а остальных тем более.

На что будет делаться упор? На создание новых боевых платформ. Естественно, на управляемые беспилотные платформы. То есть, эра беспилотников наступает и в водном пространстве. Разработки сосредоточивается на этом направлении. На беспилотных аппаратах, которые будут способны выполнять любые задачи.

У нас есть какие-то заделы в этой сфере?

Иван Коновалов: Конечно. Тот же самый боевой беспилотный незамечаемый подводный дрон, который представил в своё время президент РФ. Конечно, в этом направлении ведутся очень серьёзные работы. И со временем их результаты, когда соответствующие органы посчитают возможным, станут достоянием гласности.

­Что собой представляет сегодня российский флот

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация