Авторские материалы Хотела рыба в небе поплавать...
Персоны
В Архангельске при посадке на рейс «Аэрофлота» пассажиру не разрешили взять с собой местный сувенир – немаленькую солёную горбушу. Впрочем, сначала она, согнутая владельцем, по диагонали уместилась в габаритную рамку для проверки ручной клади. Но повторный замер в полную длину показал превышение нормы на несколько сантиметров. Пришлось экстренно возвращать сумку из сданного багажа и складывать пакет с деликатесом в неё. Недавно немало шума наделала история с перевозкой толстого кота, хотя насчет домашних животных на борту есть большой список правил. А вот как быть с предметами, которые можно измерять и так, и этак? Ни воздушные законы, ни инструкции перевозчика не сообщают ничего. Подробности – у обозревателя «Вестей ФМ» Сергея Артемова.
Хотела рыба в небе поплавать, да хвост не пустил – так можно было бы озаглавить начало истории, произошедшей на днях в Архангельске с членом Общественной палаты России Андреем Максимовым. Он возвращался из командировки и приобрел сувенир-деликатес – соленую горбушу. Эта рыба – уникальный случай для мировой зоологии – была искусственно завезена и размножена на российском европейском Севере 30 лет назад. Из популяций лососевых, обитавших в Охотском море. Достижение ученых заслуживает отдельного увлекательного рассказа, главное же – по нечетным годам теперь уже на Белом море осенью собирается внушительный ценный улов. 4-килограммовая рыбина, которую господин Максимов решил отвезти домой в Москву, – как раз из него. В герметичной фирменной пластиковой упаковке. Но в местном аэропорту Талаги на самом последнем этапе продвижения пассажира и рыбы в салон вдруг возникли препятствия. Рассказывает сам Андрей Максимов.
МАКСИМОВ: Я, перед тем как дойти до стойки регистрации, 3 раза проходил контроль: регистрация, затем – "стерильная зона", проход через контроль багажа, вернее, ручной клади. И во всех этих инстанциях никаких проблем с точки зрения допуска на рейс с рыбой не возникало. Когда я дошёл до выхода на посадку непосредственно, меня встретил сотрудник авиакомпании «Аэрофлот» Степан, посмотрел на эту рыбу и сказал, что ее необходимо сдать в багаж. Мы рассмотрели варианты. Я, соответственно, рыбу сложил в рамку, она туда поместилась. Степан достал рыбу, вытянул ее по длине и указал, что есть несколько сантиметров сверх лимита, с его точки зрения. Я, хотя и не согласился с его трактовкой правил, подчинился требованиям сотрудника «Аэрофлота» и сдал рыбу в багаж.
Диалог был тихим и культурным. Сумку пассажира быстро вернули из отделения загрузки багажа, он сложил в нее рыбу, и та благополучно добралась до места назначения.
Мирным решение подобных недоразумений бывает далеко не всегда. Окажись аэропорт более оживленным, приди пассажир чуть позже – самолет быстро загружается, потребовалось бы внутри машины сканировать бирки каждой сумки в поисках нужной. Везти ее в терминал, выдавать пассажиру, перепаковывать, потом заново пропускать через контроль безопасности и вновь везти на борт. Временных затрат – около часа, а если рейс опоздает, да транзитные пассажиры потом придут с претензиями? А если рейс – международный? Рыбьим хвостом перевозчик от затрат уже не отмахнется.
Надо заметить, что правовые аргументы обоих сторон спора – пассажира и перевозчика – имеют очевидные изъяны. Воздушный кодекс разрешает перевозку бесплатной ручной клади согласно внутренним положениям каждой авиакомпании. Лишь бы они не противоречили федеральным авиационным правилам. В правилах сказано: ручная кладь должна быть не менее 5 килограммов (рыба та была 4 – тут порядок). А также должна быть безопасной и вписываться в габариты, установленные перевозчиком.
Поскольку пакет был герметичен – рыбу даже при большой натяжке нельзя отнести к токсичным и ядовитым веществам, которые могли причинить вред самолету и другим пассажирам. Осталось последнее – размер. «Аэрофлот» прописал норму – 55х40х25 сантиметров. Но как быть, если вещь в скрученном и согнутом виде входит в рамки, а выпрямленная – нет?
Единственная оговорка в инструкциях всех авиакомпаний касается портпледов для перевозки костюмов. Они тоже могут складываться, но после нескольких судебных тяжб компании почли за лучшее просто разрешить 1 портплед сверх ручной клади.
В отношении же десятков других бытовых предметов неясность сохраняется. Например, перед посадкой в самолет пассажир купил себе в магазине аэропорта брюки. Как их измерять – сложенными или по всей длине, что, опять же, потребует погрузки их в багаж? Или можно вообще дойти до абсурда: разрешено ли провозить катушку ниток? Ведь в развернутом виде это десятки метров получатся.
Андрей Максимов заметил нам, что его ситуация, конечно, не стоила выеденной рыбы. Претензий к перевозчику он не имеет. Но повод задуматься для законодателей и чиновников возник хороший: перевозка гибких и складывающихся вещей в ручной клади должна трактоваться однозначно в пользу пассажира или в пользу исключительно авиакомпании?