Картинка

Вечерняя смена Муж живёт жизнью героев телевизионных ток-шоу

28 ноября 2019, 20:10

Программу ведут Ольга Максимова и Дмитрий Чернов.

Письмо в редакцию

Дорогие ведущие программы "Вечерняя смена"!

У меня беда, и ей уже много лет. Мой муж постоянно смотрит ток-шоу. Он прямо болеет всеми этими разводами звёзд, копанием в грязном белье, очень переживает за внебрачных детей знаменитостей и совсем перестал переживать за меня. Вот недавно по телевизору выясняли: изменял ли муж Лолиты ей или не изменял? Его это почему-то волнует гораздо сильнее, чем, например, изменяю ли ему я лично? До меня ему совсем никакого дела, дома – бардак, и он не обращает на меня внимания. Каждый вечер он приходит домой и сразу включает телевизор, который я уже ненавижу. Наверное, всем интересны семейные тайны Волочковой, дети Киркорова или Пугачевой, разводы звёзд и прочая фигня, но, кажется, это перебор. А может быть это такая зависимость? Помогите. Елена, Подольск

Как объяснить этот своего рода наркотический интерес многих людей к чужой жизни, когда они пролистывают светскую хронику, покупают журналы, а потом между собой всё это сладко обсуждают, замечая: "ой, постарела", "ой, какая страшная" или "ой, какой толстый"?

Элина Ландман: Всё, что касается зависимого интереса по отношению к другим людям и к жизни других людей, которых мы видим в СМИ, обусловлено, в первую очередь, невозможностью обратиться к самому себе и принять действительность и реальные проблемы, которые существуют внутри человека.

Почему человеку самому к себе не обратиться?

Элина Ландман: У каждого человека по-своему происходит процесс принятия той реальности, в которой он находится. Если человека не устраивает та жизнь и то, что он сделал в своей жизни, ему страшно задать самому себе вопрос, а что я буду делать завтра, а в какой точке жизни на данный момент я нахожусь, и что-то из того, что меня окружает, меня радует? В процессе постоянной неудовлетворённости своей жизнью человек просто переключается на внешние объекты и на внешние обстоятельства, чтобы таким образом избежать внутреннего диалога с собой.

Что интересного в той жвачке, которую каждый день показывают по телевизору? Ведь ежедневно одно и то же: кто, сколько, где, когда и с кем. Как же не надоедает этим людям просмотр перетирания одного и того же?

Элина Ландман: Здесь можно говорить о таком известном понятии, как телемания, когда она уже переходит в зависимость. Это ответ на вопрос, почему одно и то же не надоедает. Зависимость – это некая склонность, привычка, которая переходит на уровень навязчивых потребностей совершать всё время одни и те же определённые действия. Причём люди осознают, что могут быть последствия. В данном случае можно говорить о последствиях психологического характера. Но сейчас мы говорим о телемании как о зависимости. Потому что постоянная потребность совершать одно и то же действие свидетельствует о том, что это зависимость.

Любопытно другое. Если мы говорим уже о зависимости, у любого зависимого человека есть другой член семьи, который созависим. И текст пришедшего письма представляет собой продолжение диалога между мужем и женой о том, что с ними происходит, виноват ли в происходящем только муж, что он стал зависимым?

Муж этот не спился, не стал употреблять запрещённые вещества, а стал следить за Максимом Галкиным...

Элина Ландман: Зависимость бывает двух видов. Согласно науке зависимость бывает медицинской. Здесь мы можем говорить о зависимости от любых химических препаратов, от которых может стать зависим человек. Либо о поведенческой зависимости. Это такого же рода зависимость, но без каких-либо препаратов.

Подобное пристрастие к жизни популярных людей излечимо?

Элина Ландман: Если мы говорим, что это объективно психологическая зависимость, то можно говорить о том, что поможет любая психотерапия, которая направлена на человека. Тут самое главное, чтобы человек и член его семьи это осознали. А если человек понимает, что он хочет преодолеть эту проблему, то он, как правило, обращается к психотерапевту. Потому что, если мы говорим о зависимости, это уже не уровень психологического консультирования.

Есть люди, которые постоянно следят за жизнью звёзд в СМИ или в соцсетях. Но у каждого человека есть подобное желание. И здесь важно, какое место оно занимает в его жизни. Это желание присоединиться к чему-то звёздному, к чему-то лучшему. Если жизнь человека не наполняется внутренним счастьем, он пытается его неосознанно оторвать себе откуда-то извне. Как будто он находится не в той действительности, в которой он есть, а попадает в ту нереальную историю, которую он видит на экранах.

Кем является человек, который постоянно смотрит различные ток-шоу с участием звёзд по телевизору? Каковы его основные качества и мировоззрение? Неужели это портрет среднестатистического россиянина?

Любовь Борусяк: Я бы сказала россиянки, потому что основная аудитория передач подобного жанра, действительно очень популярных, особенно если ведущие известны, – это женщина и женщина не молодая. Как правило, это 50+ по возрасту. Уровень образования у большинства из них – средний, это не интеллектуальная элита. Это жительницы любого населённого пункта, за исключением отдельных выдающихся образцов ток-шоу, которые смотрит и обсуждает вся страна. Но всё-таки в большей степени это жительницы Москвы и городов поменьше. Ну и сельской местности, конечно.

Чем же всё это можно объяснить?

Любовь Борусяк: Вообще это довольно типичная история. Именно то, что это мужчина и что он до такой степени вовлечён в чужую жизнь. Может, у него какая-то неудовлетворённость собственной жизнью есть, а может быть, даже депрессия. Я не психиатр, но предположить могу. Вообще сидение перед телевизором можно сравнить с любовным чтивом. Для значительной части аудитории такого рода передачи, посвящённые перемыванию семейных и прочих косточек персонажам, особенно известным, конечно, – это одна из форм эскапизма – ухода от своей довольно серой и малоинтересной жизни.

Играет ли в этом какую-то роль социальный статус человека, его положение в обществе?

Любовь Борусяк: Сейчас в эпоху Интернета это работает не очень хорошо. Телевизионная аудитория несколько сокращается, но в основном она сокращается за счёт молодёжи, которая по телевизору подобные передачи смотрит мало. Ну да, это в общем такая рутинная жизнь, в которой мало чего происходит. Каждый день одно и то же. А тут эти ток-шоу такие яркие эмоции вызывают, такие страсти вокруг чужой жизни, когда не хватает своей.

Ну и плюс к этому такой момент: вообще человеку свойственно исторически следить за неординарными событиями. Или это события криминальные, или же выдающиеся по рейтингу выпуски, посвящённые определению отцовства, отсутствию детей у очень известных людей, какие-то скандалы, дрязги в семьях, опять же особо известных людей. Людям, в принципе, интересно то, что кипит и бурлит. Это почти экзистенциональные темы о жизни и смерти, о каких-то других невероятных событиях. Не зря всегда во всех культурах существовал и существует такой стиль поведения: если нашли утопленника или случилась какая-то авария, то тысячи людей бегут на это смотреть. А здесь это можно делать через телевизор, а у более продвинутой части – через компьютер, потому что такие события обсуждаются и в сети. Если человек занят, если у него есть собственная жизнь, богатая эмоциями, событиями, чем-то ещё, то, наверное, это ему не надо. Если этого не хватает, то это как-то взбадривает. Плюс это уход от "серой" действительности в яркую и многоцветную "действительность". А что там в яркой и многоцветной, это же другое дело.

В начале 90-х годов, когда социальная жизнь была тяжёлой и сложной, люди массово смотрели телесериалы. И самый популярный из них назывался "Богатые тоже плачут". Во всех этих современных ток-шоу в буквальном смысле богатые и знаменитые тоже плачут.

­Муж живёт жизнью героев телевизионных ток-шоу

Вечерняя смена. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • "День кинопремьер"
  • "Переспите с этим"

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация