Авторские материалы «Убийца биткоина» как афера: «криптокоролеву» ищут по всему миру

30 ноября 2019, 00:12

Персоны

«Криптокоролева» – в бегах. Британские журналисты и обманутые вкладчики ищут доктора Ружу Игнатову. Несколько лет женщина рассказывала, что создала свою криптовалюту, которая способна убить биткоин. Выступала на конференциях, встречах и в YouTube. Люди по всему миру стали вкладывать свои деньги, порой немалые. Потирали руки, готовили карманы, чтобы насыпать миллионы, но в итоге ничего не получили. Вместе с деньгами Игнатова пропала. Кто она такая, расскажет корреспондент «Вестей ФМ» Андрей Хохлов.

Под громкие аплодисменты поклонников интернет-валюты и композицию американской поп-звезды Алиши Кис «Эта девушка в огне» на арене Уэмбли в Лондоне появляется создатель компании OneCoin Ружа Игнатова. Она рассказывает о своей криптовалюте, которую называет «убийцей биткоина». Вся ее речь похожа на набор рекламных эпических слоганов.

ИГНАТОВА: OneCoin легко использовать, OneCoin – для всех, можно осуществлять платежи везде, во всем мире. Будьте теми, кто вы есть, а именно – жителями маленького мира, который хочет меняться.

Схема любой онлайн-валюты – очень сложна, не все могут до конца понять, как все работает. Если вкратце – есть что-то, напоминающее учетную книгу, которую называют блокчейн; каждый владелец, скажем биткоина, имеет копию таковой. Любая операция отражается там. Систему не контролирует никто – ни правительство, ни банки, и даже сам создатель криптовалюты не может внести какие-то коррективы. Действуют сложные математические вычисления. И чем быстрее ты вложиться, тем больше шансов разбогатеть.

Все то же самое объясняла зрителям в зале и Ружа Игнатова. Только говорила про OneCoin. Показывала графики, которые свидетельствовали о росте количества пользователей новой валюты. Например, в 2016, где-то через год после своего появления, OneCoin пользовались 12 миллионов человек.

ИГНАТОВА: Стоимость нашего капитала на фондовом рынке – 4 с половиной миллиарда евро. Мы пока идем позади биткоина с его 8 миллиардами. Но мы доберемся туда, и очень быстро. Новые пользователи нашей валюты ждут от 3 до 6 месяцев, чтобы намайнить OneCoin. Чтобы смайнить 1 биткоин, нужен целый год. Один год – один биткоин.

Такие ежегодные пиар-акции не прошли даром. Инвесторы потянулись к новой валюте. По данным BBC, только за первое полугодие 2016 года в Англии в OneCoin внесли 30 миллионов евро: 2 из них проект привлек всего за одну неделю. Потом подключились и предприимчивые люди из других стран. С 2014 по 2017 годы OneCoin притянул 4 миллиарда евро из Пакистана, Бразилии, Норвегии, Гонконга, Канады и Йемена. Инвесторы нашлись даже на палестинских территориях. Да что там бизнесмены – обычные люди тоже решили отдать туда свои накопленные деньги.

Обман вскрылся довольно быстро. BBC пишет: через 4 месяца после выступления в Уэмбли эксперту по блокчейну Бьерн Бьерке позвонили с предложением поработать в компании OneCoin. За 250 000 евро в месяц он должен был составить тот самый блокчейн для новой криптовалюты. У специалиста возник обоснованный вопрос: как их интернет-валюта сейчас работает без этого? Ему ничего не ответили. Заподозрив неладное, от работы Бьерк отказался.

Но то был эксперт. Не знающие про блокчейн и основы работы любой криптовалюты продолжали вкладывать средства. Жительница Глазго Джем Макадам узнала про OneCoin от своего близкого друга. Нашла сайт в Интернете, записалась на семинар для потенциальных инвесторов.

Больше часа ведущие объясняли, как все у них хорошо, что разбогатеть можно быстро. Про саму Ружу Игнатову рассказали – училась она якобы в Оксфордском университете, получила докторскую степень Констанцского университета.

Это подкупило. Джем сначала вложила туда 1000 фунтов. Сделать это было проще некуда – нужно было просто купить токены OneCoin, а потом наблюдать, как они генерируют крипту на ее счете. Затем этого ей показалось мало, и женщина внесла 5 000, потом удвоила свой вклад, а 250 000 она уговорила вложить своих друзей и близких.

Макадам не могла нарадоваться, очень скоро счетчик показывал прибыль – 100 000 фунтов. Тут появились планы – пойти на грандиозный шопинг и съездить на море отдохнуть.

Но сказка длилась недолго. Однажды ей позвонил незнакомец. Им оказался один из популяризаторов биткоина. Сказал, что OneCoin – это одна большая афера, указал на отсутствие блокчейна, да и вообще – объяснил женщине, куда она вляпалась. Оказалось, что все цифры, говорящие о прибыли, выдумывали сами сотрудники компании. Работали они со стандартной базой, к которой у них был полный доступ. Чтобы инвесторы не разбежались, они сами вносили коррективы на личном счете каждого. Так Джен, можно сказать, выкинула четверть миллиона фунтов на ветер, ну или в карман Игнатовой.

В это время доктор Констанцского университета Ружа Игнатова колесила по миру, выступала на конференциях от Макао до Дубая и Сингапура. Рекламировала свою крипту и покупала черноморские виллы в Болгарии за несколько миллионов. В свободное время устраивала вечеринки на яхтах. Так, на одной из них для гостей выступала американская звезда Бебе Рекса.

А пока криптомахинаторы двигали телами под зажигательные биты, над OneCoin сгущались тучи. Открытие валютной биржи, где можно было бы сгенерированную крипту обменять на живые деньги, откладывалось. Инвесторы забили тревогу. Все свои вопросы они хотели задать лично Игнатовой на конференции в Лиссабоне. Туда она должна была приехать в 2017 году, но так и не явилась.

Как следует из опубликованных документов ФБР, через 4 недели после лиссабонской конференции Ружа села на самолет из Софии в Афины. Потом ее след потерялся.

В марте этого года по подозрению в электронных махинациях ФБР задержало ее брата Константина Игнатова в аэропорту Лос-Анжелеса. В это же время суд заочно предъявил обвинение и самой Руже. Многие эксперты говорят: все, что создали Игнатова и ее брат, смахивает на обычную финансовую пирамиду, только в Интернете.

Сама виновница до сих пор не найдена. Некоторые знакомые Игнатовой говорят, что у нее есть украинский и российский паспорта, и она постоянно ездит между Россией и Дубаем. Кто-то говорит, что она сделала пластическую операцию и узнать ее невозможно, даже если она ходит под носом полицейских в Лондоне. Другие уверены, что она плавает на своей яхте где-то в Средиземном море.

Невозможно выследить и финансовые потоки – куда пошли и где вложенные деньги самих инвесторов. В частности, обманутая Джен Макадам от британских блюстителей правосудия получила четкий ответ: деятельность компании OneCoin находится вне их юрисдикции, деньги вернуть у нее не получится. Они скрыты в десятках различных мелких и не очень компаний, зарегистрированных на множество имен, и находятся они в разных странах.

Особняки в Болгарии, которые скупала Игнатова, сейчас в запустении. Но что удивительно – офис компании в Софии до сих пор работает. Журналистам BBC сотрудники все обвинения в мошенничестве отвергают. Говорят, все это – происки недоброжелателей, с которыми успешно борются их юристы.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация