Картинка

Актуально ЦБ определил основные риски для отечественной экономики

4 декабря 2019, 12:11

Программу ведёт Елена Щедрунова.

ЦБ России выпустил очередной ежегодный доклад "Обзор финансовой стабильности", в котором рассматриваются риски для отечественной экономики со стороны внешнего мира.

Основная идея доклада в том, что шоки могут быть, но российская экономика стабильна как никогда.

Владимир Климанов: Я такой тональности в докладе Центробанка не увидел. Но, с другой стороны, в нём говорится о том, что есть факторы, определяющие стабильность, несмотря на то, что мы живём в условиях неблагоприятной внешнеэкономической среды, когда и мировая экономика замедляется, и идут разного рода торговые войны между США и Китаем, а также есть другие факторы мировой нестабильности, которые отражаются на России в виде отдельных экономических санкций.

А риски с чем связаны? С тем, что экономика у России маленькая, или с тем, что благодаря санкциям она закрыта для внешнего мира?

Владимир Климанов: Мне кажется, что мы действительно нашли какую-то новую точку равновесия в условиях сложившейся внешнеэкономической среды. Если в 2014-2015 годах санкции, которые объявили в отношении России, оказались для страны реальной угрозой, то сейчас мы уже привыкли жить в условиях сложившейся внешнеэкономической среды, в такой, какая она есть. С другой стороны, отгородиться от внешнего мира невозможно. В сентябре 2008 года руководство российского правительства тоже говорило примерно такие же фразы, что Россия – тихая налоговая гавань и валютные кризисы ей не страшны. И экономический кризис к нам пришёл всего через несколько месяцев после этого. Поэтому нужно быть очень осторожными, говоря о том, что мировые кризисы отечественную экономику оставят в стороне. Это всё-таки не так.

Центробанк не столько за экономику, сколько за устойчивость финансовой системы страны отвечает. Прежде всего, банковской системы. И, судя по докладу, Центробанк фактически заявил о том, что он завершил в какой-то степени зачистку банковского сектора и что риски в финансовой (банковской) системе страны минимальны, что бы ни происходило за внешним периметром. Это так?

Владимир Климанов: Я уловил в докладе мысль, что, по крайней мере, один внутренний риск существует. Это увеличение долговой нагрузки населения и предприятий. Но, прежде всего, населения, о чём сказано прямо. Поэтому говорить, что самой финансовой системе никакие потрясения не страшны в ближайшее время, нельзя. Всё-таки повышенная закредитованность населения, высокая долговая нагрузка бюджетов регионов – это признаки пока не устоявшейся в полной мере финансовой системы.

Речь может идти о том, что национальная валюта обрела какой-то новый уровень, новый статус, речь может идти о том, что действительно произошло оздоровление банковской системы страны в целом и нехорошие банки большей частью оказались исчезнувшими так или иначе с рынка. Это да. Но говорить о том, что в этом секторе есть полная устойчивость, я бы не стал.

ЦБ считает, что ему нужны новые полномочия, чтобы ограничивать кредитование физических лиц. И он намерен обсуждать данную тему с банками, чтобы вводить ограничения по показателям долговой нагрузки. Действительно в этом он видит риск. А насколько банки готовы сотрудничать с ЦБ и вводить какие-то ограничения? Потому что банки должны зарабатывать на выдаче кредитов, в конце концов. И маржа между ставками по депозитам и кредитам довольно большая до сих пор. Пойдут ли банки на это? Или всё-таки банки будут действовать вопреки воле ЦБ, и поэтому ЦБ просит дополнительные полномочия?

Владимир Климанов: Это не очень мой вопрос – взаимодействие банков с ЦБ, но в целом могу сказать, что здесь какой-то диалог будет необходим, потому что мы видим, что ситуация всё-таки ещё не устоялась. И очевидно, что что-то должно здесь произойти, какие-то новые механизмы регулирования со стороны ЦБ должны появиться, в смысле восприятия это банками, возможна какая-то новая череда банкротств, потому что часть коммерческих кредитных организаций занимаются высокорискованными операциями. Поэтому здесь должно что-то произойти в будущем.

ЦБ указывает на растущий дисбаланс. То есть, очень растут короткие депозиты, когда граждане приносят деньги и кладут их в банк, и увеличивает доля длинных кредитов. То есть, приносят деньги и кладут их на депозит сроком на год, а банк их по истечении срока отдаёт, а кредиты растягиваются примерно на 10 лет. Может быть, это просто связано с тем, что всё время меняются ставки в банках? Или люди не очень верят в банковский сектор, поэтому и не приносят деньги на долгий срок в банк? Кстати, максимальный по времени депозит, который предлагается банками, составляет пять лет. Но это все равно не сравнить с длительностью выдаваемых кредитов. Может быть, в данном случае сами банки виноваты?

Владимир Климанов: Я считаю, что в целом в нашей стране одна из основных проблем – это неверие в какие-то долгосрочные проекты. И это складывается из совершенно разных моментов. В том числе из системы целеполагания, которая при стратегировании сейчас ограничивается, как правило, 2024 годом и не выходит за эти рамки на долгосрочный период. В этой связи у нас не развивается негосударственное пенсионное обеспечение, у нас слишком низка доля инвестиций, как таковых. Все привыкли мыслить более короткими сроками в части отдачи получения финансового результата и т.д. И в этой связи удлинение взаимоотношений населения с кредитными организациями – это тоже необходимый элемент оздоровления в целом экономической системы. Не случайно так стимулируется ипотечное кредитование и со стороны государства, и банки сейчас активно на это идут. То есть, некоторое неверие в долгосрочность больно ударяет по экономике страны в целом.

Ещё один момент связан с валютными рисками. В своём докладе ЦБ эти риски считает минимальными. Под валютными рисками имеются в виду либо резкое укрепление рубля, либо резкое обрушение рубля. В данном случае и Минфин озаботился, что нужно какой-то механизм ввести, чтобы сократить влияние будущих инвестиций из Фонда национального благосостояния на валютный курс, потому что денег сейчас на нацпроекты будет очень много. И Минфин боится, что в "лучших" российских традициях деньги хлынут на валютный рынок, и рубль начнёт либо падать, либо укрепляться. Что вы думаете по этому поводу?

Владимир Климанов: В докладе ЦБ есть критика правительства в лице Минфина в части сдерживания роста инвестиций и стимулирования экономики. То есть, Центробанк стоит на позиции, что налогово-бюджетные инструменты недостаточны для стимулирования экономического роста. Это как раз можно сделать путём увеличения финансирования со стороны бюджета разных инвестиционных проектов, чего можно бояться в смысле обрушения курса рубля или нового разгона инфляции, против чего направлены меры со стороны Центробанка. В этой связи достаточно давно идёт дискуссия между правительством и Центробанком, какие меры должны быть первоочередными для стимулирования экономического роста. То есть, можно ли это решить мерами бюджетно-налоговыми или стимулированием инвестиций с помощью правительственных решений, или у нас пока ещё есть какая-то жёсткость в денежно-кредитной политике. То есть, даже та ключевая ставка, которая сложилась в последнее время, все равно остаётся достаточно высокой и непосильной для кредитования предприятий через банки. И это тоже некое ограничение экономического развития. Здесь мы всегда находимся на такой грани какого-то баланса, который должен быть достигнут при использовании разных инструментов.

Но пока основной инструмент – это зажимание денег?

Владимир Климанов: Действительно рубль в последние годы после 2015 года достаточно стабилен, несмотря в том числе и на неблагоприятную внешнеэкономическую среду, несмотря на изменение каких-то бюджетно-налоговых отношений, которые происходят в стране. Многие ожидали, что у нас разгонится инфляция из-за повышения НДС, чего не произошло. Были какие-то другие прогнозы, связанные с изменениями, которые могли бы произойти именно в денежно-кредитных отношениях, но они остались стабильными. Поэтому позиция Центробанка здесь понятна и очевидна. Он смог удержать рубль на новых рубежах, сдержать максимально инфляцию, что тоже является целевой установкой в его деятельности.

­Банк России определил основные риски для отечественной экономики

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация