Актуально На КамАЗе началось тестирование беспилотного грузовика
Программу ведёт Елена Щедрунова.
На территории завода "КамАЗ"начали тестировать беспилотный грузовик. При подробном выяснении, что это такое, оказалось, что это грузовик, который будет доставлять кабины с одной заводской площадки на другую. В моём понимании "беспилотник" должен быть не столько грузовиком, сколько роботом в виде грузовика.
Робот это или грузовик? Ведь он будет использоваться исключительно для заводских нужд?
Фёдор Лапшин: На самом деле беспилотные грузовики тестируются в том или ином виде уже давно. Началось всё это с военных, потому что военным, понятно, нужно, чтобы в кабине не сидел человек, и сейчас технологии уже дошли до того, что это перешло на гражданские машины. На западе достаточно много подобных беспилотных грузовиков тестируется, я видел такие машины, сам ездил в кабине беспилотного грузовика. Я даже перед ним пересекал дорогу и смотрел, остановится он или нет. Остановился. Я видел беспилотные БелАЗы. То есть, это уже не является новинкой.
Но здесь есть вот какая штука. С точки зрения технологий они доросли до того, что грузовик более-менее может ездить сам. У него есть радары, видеокамеры, лидары (лазерные радары). То есть, он примерно видит обстановку, не врежется в стенку и даже остановится перед человеком. Его можно даже сделать без кабины, как это сделали в "Вольво" (у "Вольво" есть такой опытный беспилотный тягач "Vera") и в "Сканиа". У "Сканиа" есть беспилотный самосвал, у него вообще кабины нет. То есть, даже не предусмотрено, что там будет сидеть человек.
Но есть одна вещь, о которой при запуске камазовского проекта говорил и президент КамАЗа Сергей Анатольевич Когогин. Что технологии достигли необходимого уровня, но остался нерешённым правовой момент. Мы выпускаем беспилотник без человека на дороги общего пользования, и дальше он у нас совершает аварию. И встаёт вопрос, а кто виноват? Когда есть водитель за рулём, то понятно, с кого спрос. А здесь с кого будет спрос? С компании-производителя? Как должны решаться все эти вопросы?
Скорее, с оператора. Ведь беспилотником кто-то все равно управляет?
Фёдор Лапшин: Если мы сажаем оператора в кабину, мы будем платить оператору зарплату.
Я имею в виду специалиста, который заложил программу в беспилотник, по которой должен ездить грузовик.
Фёдор Лапшин: Естественно. Эти машины пока сами в принципе не работают. Когда я был в Жодино, там делают огромные карьерные самосвалы БелАЗ. При помощи российской компании-разразботчика "Цифра" их уже сделали беспилотными, и две таких машины работают в Хакасии. Так там в домике сидит оператор, который смотрит за этими самосвалами по видеоэкрану, у него есть два джойстика, и он в любой момент может вмешаться в обстановку. И грузит-разгружает сам оператор, самосвал пока этого делать не может.
У беспилотной "Сканиа" всё ещё веселее. Да, они заявили, что самосвал беспилотный, но его контролируют четыре человека. На моих глаза двое стояли с аварийными кнопками, если вдруг беспилотник вправо уедет, человек нажмёт кнопку, и беспилотник встанет. И ещё двое сидели в автобусе за ноутбуками. То есть, эти технологии ещё в стадии развития.
То есть, автомобили без человека – это отдалённое будущее, а не завтрашний день? А легковые беспилотники могут завтра появиться на дорогах?
Фёдор Лапшин: Нет. Есть разные уровни автоматизации. Есть легковушки наподобие "Теслы", которые могут ездить, но только если в кабине сидит водитель, которому разрешено снять руки с руля. Если такое сделать у грузовика, мы все равно обязаны будем платить зарплату водителю грузовика, то есть, смысла в этом не будет. А машины совсем без водителя пока могут работать только на закрытых территориях, как это делает КамАЗ, как это делают, когда испытывают "Сканиа", как это происходит у БелАЗов в карьерах. То есть, там, где нет дорог общего пользования, там, где на дорогу не выбегают ни школьники, ни собачки. И бабушки не переходят дорогу.
На КамАЗе началось тестирование беспилотного грузовика