Актуально На КамАЗе началось тестирование беспилотного грузовика

4 декабря 2019, 12:37

Программу ведёт Елена Щедрунова.

На территории завода "КамАЗ"начали тестировать беспилотный грузовик. При подробном выяснении, что это такое, оказалось, что это грузовик, который будет доставлять кабины с одной заводской площадки на другую. В моём понимании "беспилотник" должен быть не столько грузовиком, сколько роботом в виде грузовика.

Робот это или грузовик? Ведь он будет использоваться исключительно для заводских нужд?

Фёдор Лапшин: На самом деле беспилотные грузовики тестируются в том или ином виде уже давно. Началось всё это с военных, потому что военным, понятно, нужно, чтобы в кабине не сидел человек, и сейчас технологии уже дошли до того, что это перешло на гражданские машины. На западе достаточно много подобных беспилотных грузовиков тестируется, я видел такие машины, сам ездил в кабине беспилотного грузовика. Я даже перед ним пересекал дорогу и смотрел, остановится он или нет. Остановился. Я видел беспилотные БелАЗы. То есть, это уже не является новинкой.

Но здесь есть вот какая штука. С точки зрения технологий они доросли до того, что грузовик более-менее может ездить сам. У него есть радары, видеокамеры, лидары (лазерные радары). То есть, он примерно видит обстановку, не врежется в стенку и даже остановится перед человеком. Его можно даже сделать без кабины, как это сделали в "Вольво" (у "Вольво" есть такой опытный беспилотный тягач "Vera") и в "Сканиа". У "Сканиа" есть беспилотный самосвал, у него вообще кабины нет. То есть, даже не предусмотрено, что там будет сидеть человек.

Но есть одна вещь, о которой при запуске камазовского проекта говорил и президент КамАЗа Сергей Анатольевич Когогин. Что технологии достигли необходимого уровня, но остался нерешённым правовой момент. Мы выпускаем беспилотник без человека на дороги общего пользования, и дальше он у нас совершает аварию. И встаёт вопрос, а кто виноват? Когда есть водитель за рулём, то понятно, с кого спрос. А здесь с кого будет спрос? С компании-производителя? Как должны решаться все эти вопросы?

Скорее, с оператора. Ведь беспилотником кто-то все равно управляет?

Фёдор Лапшин: Если мы сажаем оператора в кабину, мы будем платить оператору зарплату.

Я имею в виду специалиста, который заложил программу в беспилотник, по которой должен ездить грузовик.

Фёдор Лапшин: Естественно. Эти машины пока сами в принципе не работают. Когда я был в Жодино, там делают огромные карьерные самосвалы БелАЗ. При помощи российской компании-разразботчика "Цифра" их уже сделали беспилотными, и две таких машины работают в Хакасии. Так там в домике сидит оператор, который смотрит за этими самосвалами по видеоэкрану, у него есть два джойстика, и он в любой момент может вмешаться в обстановку. И грузит-разгружает сам оператор, самосвал пока этого делать не может.

У беспилотной "Сканиа" всё ещё веселее. Да, они заявили, что самосвал беспилотный, но его контролируют четыре человека. На моих глаза двое стояли с аварийными кнопками, если вдруг беспилотник вправо уедет, человек нажмёт кнопку, и беспилотник встанет. И ещё двое сидели в автобусе за ноутбуками. То есть, эти технологии ещё в стадии развития.

То есть, автомобили без человека – это отдалённое будущее, а не завтрашний день? А легковые беспилотники могут завтра появиться на дорогах?

Фёдор Лапшин: Нет. Есть разные уровни автоматизации. Есть легковушки наподобие "Теслы", которые могут ездить, но только если в кабине сидит водитель, которому разрешено снять руки с руля. Если такое сделать у грузовика, мы все равно обязаны будем платить зарплату водителю грузовика, то есть, смысла в этом не будет. А машины совсем без водителя пока могут работать только на закрытых территориях, как это делает КамАЗ, как это делают, когда испытывают "Сканиа", как это происходит у БелАЗов в карьерах. То есть, там, где нет дорог общего пользования, там, где на дорогу не выбегают ни школьники, ни собачки. И бабушки не переходят дорогу.

­На КамАЗе началось тестирование беспилотного грузовика

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация