Картинка

Актуально Россия и НАТО: отношения лучше не становятся

9 декабря 2019, 12:19

Программу ведёт Елена Щедрунова.

Российская Федерация готова к сотрудничеству со странами Североатлантического альянса, однако с каждым годом наши отношения деградируют, заявил глава российского Министерства обороны Сергей Шойгу в своём интервью российскому телевидению.

Чем грозит в военном плане России деградация отношений с НАТО? Такое ощущение, что сегодня НАТО больше занимается политикой и какой-то словесной войной, нежели реальными действиями.

Иван Коновалов: Конечно, нам это ничем не грозит. Деградация происходит не только потому, что наши западные бывшие партнёры заморозили отношения с Россией, но и потому, что России это не интересно. Какой смысл для неё в этом сотрудничестве? Оно было продуктивным когда-то. Но Россия как великая держава имеет право ставить вопросы и получать на них ответы. А когда ей говорят, что с ней, конечно, пообщаются, а потом решат, что с нею делать, это в России сейчас никто всерьёз воспринимать не будет. Слова министра отражают именно эту ситуацию.

Деградация происходит в том смысле, что в НАТО не понимают смысл существования самой организации. Воевать с каким-то врагом? Но врагом объявлена Россия, а Россия очень сильная в военном отношении держава и воевать с ней бесполезно и бессмысленно.

Когда в 90-е годы НАТО искала себе применение, ситуация была другой. Тогда один из противостоящих друг другу военных блоков ушёл с исторической сцены, по идее, должен был уйти и другой. А НАТО в поисках врага или смысла своего существования начала бомбить страны (Югославия, Ливия), которые не могли ей ответить. Сейчас, похоже, происходит ровно то же самое – поиск смысла. НАТО необходимо понять, что делать. Поэтому может стоит ожидать очередной войны? И остались ли страны, до которых может дотянуться НАТО и которые не смогут военному альянсу ответить? Кто тогда на очереди?

Иван Коновалов: Безусловно, подобную ситуацию стоит рассматривать. Это не обязательно может быть ситуация прямых военных действий, это может быть общее давление блока НАТО на какую-либо из стран. Вообще, всё очень выглядело возможным в отношении Турции. Но Турция слишком сильная страна, турки начали отбиваться, чем ввергли в транс своих коллег по НАТО. Турки заявили, что у них по поводу С-400 своя позиция, по поводу сирийского конфликта – тоже своя позиция, и не надо пытаться им навязать какое-то другое видение. Когда натовцы с этим столкнулись, они поняли, что в самом НАТО полный развал.

Нынешнюю ситуацию можно сравнить с ситуацией 1966 года, когда де Голль пинком под зад послал всё НАТО из Франции в Бельгию. А ведь до этого во Франции только американских баз было 29. Все они свернулись, и их быстренько выгнали. То есть, ситуация с Турцией натовцам напомнила, что может быть и так. Поэтому сейчас складывается парадоксальная ситуация. Сначала американцы искали повод сохранить НАТО, а теперь само НАТО, помимо США, её агрессивный северный фланг (страны Балтии, Польша, Великобритания, Норвегия, отчасти Дания и страны Бенилюкса) пытается найти оправдание своему собственному существованию в рамках блока НАТО. Южный фланг смотрит на это и хохочет (Италия, Испания, Греция). Им вообще все равно.

А что происходит по поводу расходов в размере 2 процентов ВВП на оборону, которые требуют американцы? Они не требуют, чтобы были увеличены взносы в организацию НАТО. Это только от немцев они потребовали, потому что американцы считают, что немецкая экономика фактически равна американской, поэтому немцы должны больше включаться в дела НАТО. Но это их внутренний спор. США и Канада всегда платили 2 процента, из европейских стран платят 2 процента – Великобритания, Эстония, Греция, Польша. Но что такое Эстония? Весь военный бюджет этой страны составляет 160 млн долларов. Эстонцам можно платить эти 2 процента. Они вкладываются в это. И остальные страны Балтии, видимо, на это пойдут. Что касается Греции, греческое правительство готово платить и больше. В основном, оборонные деньги у греков идут на зарплаты, потому что в Греции очень высок потенциал бунтарства народа по отношению к своему правительству, что лучше платить больше денег военным, чтобы держать ситуацию под контролем. Так что причины у всех свои. А вот немцы и французы до сих пор не хотят платить 2 процента. И это их позиция. Они не понимают, почему они должны платить эти 2 процента, если им денег хватает на оборону, как они её видят.

Эта нестабильная ситуация опасна. Россия может что-то сделать? Или ей придётся разговаривать с каждой страной НАТО по отдельности и заключать какие-то двусторонние соглашения и забыть про сам блок НАТО?

Иван Коновалов: Забыть про блок НАТО Россия не может. Он у наших границ, к сожалению, находится. Другое дело, что единственно возможная позиция России, которая сейчас и выдерживается, – это не менять свою политику. Вот это сейчас в мире ценится. А когда господин Трамп сегодня пишет в Твиттере одно, а завтра – другое, это вызывает иногда даже панику на биржах. Россия же не меняет свою позицию ни по сирийскому вопросу, ни по украинскому вопросу, ни по вопросу РСМД, Арктики и другим вопросам. Россия чётко заявила свои цели и свои позиции, и она будет их придерживаться. Вот это самое ценное в современном мире. Даже европейцы, которые склонны к иезуитству и постоянному передёргиванию ситуации, это ценят.

­Россия и НАТО: отношения лучше не становятся

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация