Картинка

КультБригада: слово, смысл, литература "Культбригада": гость студии – писатель Олег Шишкин

9 декабря 2019, 20:10

Программу ведёт Вячеслав Коновалов.

"Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова – одно из самых таинственных и одновременно самых читаемых произведений советской литературы. На протяжении десятилетий оно остаётся своеобразным закрытым посланием. Несмотря на отказ автора от разговора о прототипах и намёках, в действительности такие намёки он допускал, как только ввёл в свою историю Князя мира сего, ставшего довольно популярным персонажем, и сопроводил его яркой и неслучайной свитой.

Перед нами книга-квест "Биография Воланда". И рядом со мной сидит её автор, писатель, ведущий программы "Загадки человечества" Олег Шишкин.

Почему ты встал на этот скользкий путь описания, по сути, биографии дьявола?

Олег Шишкин: Когда мы говорим о культурном контексте, то религиозный контекст всё-таки отступает на второй план. Когда-то, лет 25 назад, мы обсуждали этот роман Михаила Булгакова с очень известным советским, а потом российским учёным Андреем Никитиным. Собственно, моя книжка ему и посвящена. Он делал большие публикации в журнале "Наука и религия", а потом даже выпустил очень объёмные книги, посвящённые тайным обществам в СССР, которые содержали документы из архива ФСБ. И это было очень интересно, потому что там возникал какой-то другой оккультный андерграунд, который в конце 20-х и в 30-е годы находился в Москве и в Санкт-Петербурге. И мы всё время так или иначе возвращались с Андреем Никитиным к теме Михаила Булгакова, потому что эта тема как будто бы сквозила во всём этом. Мне казалось и тогда, и потом, что, в общем-то, Михаил Булгаков был в контексте многих тем, которые поднимались во всех этих историях, и даже несколько раз его фамилия мелькнула. Хотя это всё были люди розенкрейцеров ни больше ни меньше. Там всё время шёл разговор со следователем о каком-то абалдадоофе, что было, по меньшей мере, странным.

Михаил Булгаков – неоднозначный персонаж, и у тебя в книге об этом написано. "Михаил был морфинистом, и иногда ночью после укола, который он делал себе сам, ему становилось плохо. Он умирал, – писал в мемуарах муж сестры Михаила Булгакова Михаил Карум. – К утру он выздоравливал, однако чувствовал до вечера плохо. Но после обеда у него был приём, и жизнь восстанавливалась. Иногда же ночью его давили кошмары, он вскакивал с постели и гнался за призраками".

Ты это ввёл в свою книгу для того, чтобы показать фигуру М. Булгакова, как человека не совсем уравновешенного, приступившего к такой теме?

Олег Шишкин: Не только. Потому что в книге идёт разговор и о тех научных исследованиях, которым подверглись страницы его рукописи, где были обнаружены элементы морфия и каких-то других составляющих. И всё-таки это имело отношение к творчеству. У Сэмюэла Кольриджа есть поэма, написанная под воздействием приёма каких-то наркотических веществ. И точно так же у Михаила Булгакова это получалось.

Конечно, это отразилось только на некоторых аспектах. Потому что не всегда он находился в таком наркотическом состоянии.

Что касается науки, то со второй половины XIX века главные пункты общественного спора, связанные с историчностью Иисуса, приобретают дуэльный характер. Им придаёт актуальности выход исследований Ч. Дарвина. Тогда, в 1859 году, выходит его труд "Происхождение видов", а в 1871 году – "Происхождение человека и половой подбор", фактически ставившие крест на мифологии Книги бытия, повествующей о создании человека и животного мира в райских кущах. То есть, ты здесь в некотором смысле отталкиваешься от двух источников. С одной стороны, ты используешь Книгу бытия, а с другой стороны, с точностью до наоборот её противоположность – труды Ч. Дарвина "Происхождение видов" и "Происхождение человека и половой подбор". Потому что обычно берётся одна сторона. У тебя в книге присутствуют две. И вот эта дихотомия меня немного удивила.

Олег Шишкин: Дело в том, что все равно в Библии и в Евангелии находится общечеловеческий культурный контекст. И от этого мы никуда не уйдём, потому что этим всё пронизано. С другой стороны, существует биологическая наука, напрямую связанная с эволюцией и учением Ч. Дарвина. Это учение настолько важное, что оно является стержнем мировой культуры, потому что мы благодаря ему понимаем, как происходит развитие жизни, как происходит эволюция от простого к сложному, как происходит выживание. И это всё имеет к нам прямое отношение. От животного – к культурному. Кстати, имеет к тому, наверное, отношение и замечательный афоризм Фрейда, который говорил, что человеческое подсознание – это тёмная комната, в которой сцепились в страшной борьбе старая девственница и обезьяна. Вот это про это.

Но сам по себе контекст моей книги всё-таки был связан, прежде всего, с книгами евангелическими, потому что сам роман начинается со спора об историчности Иисуса Христа. И это очевидно, потому что дьявол приехал в Москву для того, чтобы "посмотреть на москвичей в массе". Вот главная его задача. А те, кто начинают с ним спорить, оказываются жертвами его прозорливых предположений.

Полностью беседу с гостем слушайте в записи.

­"Культбригада": гость студии – писатель Олег Шишкин

КультБригада: слово, смысл, литература. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Культбригада: слово, смысл, литература

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация