Актуально Итоги парижской встречи в нормандском формате

10 декабря 2019, 12:11

Персоны

Программу ведёт Елена Щедрунова.

Накануне в Париже прошла долгожданная встреча в нормандском формате. Планировалось, что встреча лидеров четырёх стран продлится 2-3 часа, но всё в итоге продолжалось 5,5 часа, включая и общение В. Путина с В. Зеленским. Кто-то пишет, что встреча между ними длилась 1,5 часа, а кто-то пишет, что всего 5-10 минут. Чем встреча закончилась? Принятием коммюнике, в котором всего три пункта: 1) продолжать процесс урегулирования в Донбассе, 2) прекратить стрельбу и 3) развести войска. Как сказал В. Путин, процесс идёт в правильном направлении, но не более того.

Как отреагировали на итоги встречи в нормандском формате в разных странах. Прежде всего, интересна реакция на Украине и самого Владимира Зеленского, который пытается продать итоги этой встречи, на которой ему фактически рассказали, что выполнять Минские соглашения нужно и никуда он от этого не денется, так, что он поговорил с В. Путиным и вроде бы какое-то движение со стороны В. Путина он почувствовал. В. Зеленский определил результат встречи с российским президентом как ничью, хотя по итогу В. Зеленский как раз что-либо противопоставить ни В. Путину, ни Э. Макрону, ни А. Меркель не мог.

Он ехал в Париж в надежде, и надежда эта у него была очень крепкая, что не он будет против трёх лидеров, а три лидера будут против В. Путина. На самом деле ничего такого не получилось. Похоже, что действительно В. Зеленскому лидеры других стран объясняли, что альтернативы Минским соглашениям нет.

Ещё один момент. После встречи в нормандском формате и переговоров с В. Путиным В. Зеленский заявил о том, что у В. Путина другая биомеханика и он очень долго обсуждает каждое слово, разжёвывает его, в смысл вникает. А он, В. Зеленский, не такой человек, раз-два и быстро всё подписал. И вот эта фраза "раз-два и быстро всё подписал" – видимо, основная проблема украинской политики во всей истории современной Украины. Потому что и П. Порошенко в своё время тоже, наверное, не очень хотел подписывать Минские соглашения, но потом всё-таки подписал. В. Зеленский не хочет выполнять Минские соглашения, но ему говорят, что он должен их выполнять, и получается, что для В. Зеленского эта встреча в Париже была полезной, потому что, похоже, Владимир Владимирович Путин ему по пунктам разъяснил, что же всё-таки написано в Минских соглашениях.

В. Зеленскому в Париже в ходе встречи нормандской четвёрки, наконец, рассказали, что он должен делать, чтобы выполнить Минские соглашения.

Дм. Абзалов: Думаю, он знает, что должен делать. Но ему не хочется этого делать.

Но одно дело, когда ему об этом говорит Россия, а другое дело, когда эту же тему продолжают Франция и Германия.

Дм. Абзалов: Это, конечно, одно и то же, но надо понимать, что коммюнике, которое готовится по итогам события, согласовывается. И ничего нового туда воткнуть нельзя. Даже с учётом происходящего переговорного процесса. Оттуда только можно вытащить что-нибудь, что и произошло на самом деле по факту. В этом проблема и заключается. А так в целом всё было понятно. Другое дело, что основной манёвр, который предполагался В. Зеленским, заключался в том, что он туда хотел ввести особую схему федерализации (которая предполагает, что особый статус получат как бы все регионы). Это первое. И это зафиксировано в документах не было. Более того, в документах была зафиксирована "формула Штайнмайера" и имплементация этой формулы. То есть, проблема заключается в том, что целый ряд позиций, которые там представлены, на данном этапе очень сложно реализовать.

Предположим, по первому пункту это будет сделать крайне сложно просто из-за давления, которое на В. Зеленского оказывается. Или, например, про соглашение об особом статусе. Понятно, что оно действует на особых территориях и будет, судя по всему, пролонгировано, но по факту особый статус нигде не прописан.

Что касается прекращения огня и разведения сторон. Изначально предполагалось, что будет полное прекращение огня. То есть, на всей территории, во всей зоне. В результате, что мы имеем в подписанном документе? В документе последовательно названы ещё три участка, на которых планируется осуществить разведение сторон. То есть, разведение будет не полным, а по участкам. Это говорит о том, что полностью проконтролировать процесс разведения из-за позиции Киева будет невозможно. В результате возникнет целый ряд проблем. Фактически это просто определённая передышка, некий переходный период, который будет длиться четыре месяца. Это как раз период для майданов. Напомню, что они в Украине, как правило, происходят зимой. Поэтому в марте-апреле, когда ситуация начнёт стабилизироваться, можно будет заняться какими-то делами, а сейчас нужна политическая пауза. Но сам факт того, что в коммюнике была зафиксирована сама формула необходимости реализации Минских соглашений, а все новации, которые украинская сторона пыталась провести, нет, это уже говорит о том, что получить то, что планировала украинская сторона, она не смогла. Это при всём при том, что переговорные позиции Украины перед саммитом были относительно сильными. За день до встречи в нормандском формате Украине был одобрен кредит МВФ на 5,5 млрд долларов. Плюс в ООН была принята украинская резолюция по Крыму.

Понятно, что сейчас пока политическая составляющая станет основной. Будут делаться точечные шаги, как, например, обмен пленными по формуле "всех на всех".

Насколько я понимаю, основной итог встречи в нормандском формате – гуманитарный, обмен всех установленных на всех установленных. Насколько В. Зеленский способен выполнить хотя бы эту часть договорённостей?

Дм. Абзалов: Необходимы договорённости, потому что в своё время формула "всех на всех" породила целый ряд вопросов.

Украинская сторона оригинально понимает фразу "всех на всех". Она в эту формулу всех не вводит. На Украине есть разные статьи, и они переквалифицируют политические статьи на неполитические, например, экономические, с целью необмена. Это первое.

Второе. В своё время для того, чтобы соблюсти паритет по количеству, украинская сторона при П. Порошенко забирала просто людей с улицы, возбуждала против них различные фейковые дела, чтобы обеспечить объём для обмена.

Третий момент заключается в том, что украинская сторона вообще подразумевает под понятием "политический заключённый".

И, наконец, как эта система работает? Специальные силы со стороны Украины выкрадывают обратно тех же самых людей. Хотя предполагается, что обмененных людей никто больше не трогает. Однако они и после обмена снова попадают на украинскую сторону при помощи того или иного воздействия, и предыдущий обмен как бы не считается.

То есть, есть ряд вопросов. Но из всех вещей, которые есть, по этому вопросу проще всего договариваться. Потому что есть списки, они согласовываются, сама схема обмена проработана, причём как представителями ЛНР и ДНР, так и Российской Федерации. Поэтому эта мера является самой простой по реализации. Поэтому в этом направлении ситуация будет развиваться. И это то, что точно можно будет реализовать в ближайшие несколько месяцев.

Не кажется ли, что рановато сейчас заявлять о том, что следующий саммит в нормандском формате состоится через четыре месяца в Германии, потому что до нынешней встречи в Париже прошло больше трёх лет. Потому что украинская сторона не сделала ничего. Есть ли вообще у В. Зеленского желание добиться и второй встречи в нормандском формате?

Дм. Абзалов: Сам факт провозглашения следующей встречи в нормандском формате является итогом прошедшей встречи в Париже. Вообще, как известно, нормандский формат работает ещё на двух уровнях: на министерском и на уровне помощников глав стран. Они встречаются постоянно. Поэтому сам факт того, что и будущая встреча в нормандском формате пройдёт по той же модели, что и завершившаяся, уже представляется достаточно положительным. Последовательность встреч в нормандском формате на самом высшем уровне свидетельствует о том, что желание что-то решать на украинском направлении появляется.

­Итоги встречи в нормандском формате

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация