Картинка

Авторские материалы «Невыездные»: за какие долги не пустят за границу

13 декабря 2019, 16:30

Персоны

Каждый шестой россиянин – потенциально "невыездной". Служба судебных приставов нашла просроченные долги у 17 миллионов граждан. В основном это те, кто не оплатил вовремя штрафы и коммунальные счета, а также алиментщики. Коллекторские службы готовы добавить сюда еще 8 миллионов человек из своей базы «клиентов» – это люди с проблемными кредитами. Запрет на выезд из России пока введен против небольшого числа самых крупных должников, их – около полутора миллиона человек. Остальные представители списка – «в листе ожидания». Впрочем, власти говорят, что запретом на выезд дело не ограничится. Кого и как будут наказывать за долги, разбирался экономический обозреватель «Вестей ФМ» Валерий Емельянов.

По старой «доброй» традиции под Новый год служба судебных приставов обновляет списки должников, чтобы случайно не выпустить за границу самых злостных неплательщиков. В этот раз погранслужбы получили уведомление на 1,5 миллиона человек – тех, кому запрещено пересекать границу до снятия судебного запрета. Большинство "невыездных" вряд ли этому удивится, поскольку почти все они – должники по алиментам с непогашенными суммами в десятки и сотни тысяч рублей. Людей, у которых просрочены штрафы, налоги и коммунальные начисления, на учете стоит во много раз больше, но их пока в чёрный список не добавляют, полагая, что они все-таки смогут расплатиться. Это – обычная «щадящая» практика со стороны службы приставов: не блокировать выезд всем подряд, а лишь тем, кто слишком явно нарушает закон. Впрочем, тут нет жесткого правила, до кого-то еще просто не дошли руки, объясняет президент СРО НАПКА Эльман Мехтиев.

МЕХТИЕВ: Судебное производство принимает решение, а исполнительное производство зависит от того, как поступит пристав. А вот как он поступит, зависит от того, какое у пристава настроение. Нет четкого алгоритма, что вот сегодня «закрываем» всех, у кого долги выше определенной суммы. Если были бы такие четкие алгоритмы, то, само собой, невыездных было бы гораздо больше.

По факту выезд закрывают в первую очередь алиментщикам. Это – самый «неуловимый» тип должников. После назначения выплат на ребенка люди годами скрываются от приставов, живя без официальной регистрации и специально нанимаясь на работу, где зарплату выплачивают в конверте. Попытка пересечения границы дает властям сигнал, что человек реально существует и его долги списывать рано. Впрочем, для тех, кому назначены выплаты по алиментам, было бы лучше, если бы такой должник пропал без вести. В этом случае мать и ребенок могут претендовать на равноценное пособие от государства. Привлечь алиментщика, который не платит, к реальной ответственности почти невозможно. Когда приставы находят таких людей и давят на совесть, те отвечают, что не намерены содержать бывшую жену и что четверть зарплаты на ребенка – это слишком много. Есть уголовное наказание за неисполнение решения суда, но на практике оно неприменимо, говорит председатель коллегии адвокатов «Ицков и партнеры» Дмитрий Ицков.

ИЦКОВ: Проблема привлечения таких людей к уголовной ответственности связана с тем, что данное преступление относится к умышленным. Это когда человек располагает денежными средствами, и это подтверждено, но уклоняется от уплаты алиментов. В большинстве же случаев алиметщики, которые злостно не платят, аргументируют это тем, что у них нет на это денег, и, соответственно, их доходы документально не подтверждены.

Самая многочисленная когорта должников, которым не закрывают выезд, хотя у них могут быть просрочены очень крупные суммы, это люди с кредитами. Они, как правило, не скрываются, с ними плотно работают приставы и коллекторы, но и долги от этого никуда не исчезают. Вопреки распространенному мнению почти все, у кого накопилась большая просрочка по займам – это клиенты банков, а не микрофинансовых организаций (примерно 96% против 4%). Такие заемщики имеют официальный доход (иначе бы им не выдали кредит), и теперь из этого дохода по суду у них вычитают часть зарплаты. У финансовых организаций политика такая: пусть платят, пока могут. Тех, кто не сопротивляется и готов гасить частично, штрафами не "душат", но и не отпускают. На "пограничные запреты" банки не тратят свое время, понимая, что денег на путешествия у таких клиентов все равно нет. А если есть, то они все равно уедут, несмотря на запреты. Продолжает Эльман Мехтиев.

МЕХТИЕВ: Человек уехал в Белоруссию, спокойно оттуда выехал. И что вы будете делать? Приставы ничего не могут с этим сделать. Должник сел в автомобиль, доехал до Минска, оттуда улетел за границу. Если даже принять решение о запрете на выезд, люди смогут и дальше использовать существующие дыры.

Относительно «льготная» категория должников – это те, у кого не оплачены штрафы ГИБДД, налоги или коммуналка. У них редко копятся слишком большие суммы, им нечасто запрещают выезд за границу, и долги из них «выбивают» не так жестко. Как правило, это взыскания в пользу государства либо управляющих компаний, связанных с местной администрацией. Эти долги могут даже и «простить» по истечении срока исковой давности, если, например, была нарушена процедура уведомления или другие формальности в обращении с тем, с кого взыскивают невыплаченную сумму. Но надеяться на это все же не стоит. В последнее время суды практически автоматом подписывают приказы о списании просроченных платежей прямо с зарплатной или пенсионной карты. По закону пени начинают «капать» уже с первого месяца просрочки, примерно через 3 месяца госорганы начинают грозить судом, а на шестой месяц судья уже все решит, и за дело возьмутся приставы, предупреждает Эльман Мехтиев.

МЕХТИЕВ: Все организации, которым люди должны, те же самые ЖКХ, они обычно начинают действовать после 6 месяцев просрочки. Меньше просто неэффективно. Но это не значит, что вы можете полгода не платить. Наоборот, через 6 месяцев вы неожиданно получите ущемление своих прав в том или ином виде.

Существует миф, что всегда можно объявить себя банкротом и что самое последнее не заберут (в особенности единственную квартиру). Но это давно уже не так. Процедуру банкротства оплачивает должник, и она обходится в сотни тысяч рублей. С долгами менее чем в полмиллиона рублей ее в любом случае пройти не дадут. И самое главное – она не всегда избавляет от обязательств. В последнее время суды все чаще склоняются к реструктуризации, то есть они возвращают долг, максимально растягивая его во времени так, чтобы кредиторы получили сполна. Квартиру тоже могут описать – например, за неуплату по коммуналке. В этом случае должника переселяют в жилье попроще, его прежнюю квартиру продают, а разницу выплачивают коммунальным службам.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация