Вечерняя смена Возраст+ отменяется в литературе и искусстве
Программу ведёт Алла Волохина.
В общем, фокус с возрастной маркировкой в литературе и искусстве не удался. И теперь законодатели предлагают ввести новую систему более общих рекомендаций без определения конкретного возраста: "для семейного просмотра", "для дошкольников", "не рекомендовано для детей" и т.п. Новая редакция законопроекта сохранит для произведений литературы и искусства лишь маркировку 18+. Действительно дело доходило до казусов, когда даже произведения из школьной программы дети не могли купить в магазинах или взять в библиотеке из-за этой пресловутой маркировки, которую непонятно как, кто и главное зачем установил на конкретную книгу.
Можно предположить, что книги наконец вернутся к детям. Как можно оценить отмену возрастной маркировки?
Ирина Лукьянова: Я её оцениваю как необходимый и в принципе назревший шаг. Я очень рада, что, наконец, это осознали и что законодатели нашли мужество признать ошибку, что это решение было бессмысленным, поспешным, плохо обдуманным, и, в конце концов, его отменить. Потому что с момента принятия закона о возрастной маркировке и закона о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию, и детские издатели, и детские библиотекари просто воют оттого, что происходит с ними.
Но издатели сами ставили маркировку и сами перестраховывались. Они-то чего воют?
Ирина Лукьянова: Естественно, перестраховывались. Но, с другой стороны, если они ставят маркировку, это ограничивает потенциальный круг покупателей. Поэтому для издательств это было не самым простым решением.
Была же возможность выбрать другую маркировку. А как вообще она выбиралась?
Ирина Лукьянова: Выбирается маркировка так. В законе о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию, есть категории: 0+, 6+, 12+, 16+ и 18+. И есть какие-то вещи, которые в принципе можно делать для той или иной возрастной категории детей. Для 12+, например, можно показывать насилие, но не детально, нельзя показывать сексуальное насилие. Матерная брань только с 18 лет, ну и так далее.
Я слышала о том, что на книге "Волшебник Изумрудного города" стояла маркировка 16+, и в этой связи хотелось поименно узнать, как у Райкина, кто сшил этот костюм? Кто на ровном месте так осложнил ситуацию?
Ирина Лукьянова: У меня постоянно возникают такие вопросы. Мне в "Фейсбуке" регулярно реклама подсовывает товары одного из крупнейших онлайн-магазинов, так вот там календарь с муми-троллями был маркирован как 18+, хотя, казалось, во всех муми-троллях ничего 18+, даже если вслух произносить, найти невозможно. Дело всё в том, что иногда издательству или оптовому торговцу настолько не хочется заморачиваться с этими всеми делами, что они просто чохом ставят 18+ на всю свою продукцию, а дальше уже покупатели действуют на свой страх и риск.
Детские издатели и детские библиотекари, конечно, больше всего страдают от этого, потому что любой рейд на их фонды или любая проверка издательства, если выявляет несоответствие, то тут же подводит их под монастырь. Подводить под монастырь у нас очень хорошо умеют, поэтому перестраховываются все. Всё, что ни попадя, запаковывают в целлофан и продают как ужасно вредную литературу. Поэтому школьникам не продают ни "Тихий Дон", ни "Один день Ивана Денисовича", хотя в "Одном дне Ивана Денисовича" самое скверное, что можно найти, это крайне целомудренное выражение "маслице-фуяслице", которое произносит один из заключённых. То есть, там даже матерной брани как таковой нет. Тем не менее, перестраховываются, запаковывают в целлофан.
Окончание беседы с экспертом слушайте в записи.
Возраст+ отменяется в литературе и искусстве
Вечерняя смена. Все выпуски
- Все аудио
- "День кинопремьер"
- "Переспите с этим"