Авторские материалы Крест на «бомбилах»: что изменит «большой» закон о такси
Персоны
Водителей такси обяжут иметь российские права и протестируют на знание города. Эти и другие нововведения прописаны в законе, который в среду внесен в Госдуму. Самое важное изменение для пассажиров – вводится финансовая ответственность перед клиентом за ущерб, нанесенный здоровью и багажу. В случае аварии взыскать деньги можно будет не только с водителя, но и с агрегатора – на сумму до 2 миллионов рублей. Что и как поменяет новый закон, разбирался обозреватель «Вестей ФМ» Валерий Емельянов.
Эпоху «бомбил» окончательно отправят в прошлое. Таксистов обяжут иметь лицензию, российские права, проходить аттестацию на знание дорог, каждодневный медосмотр перед посадкой за руль и иметь автомобиль с полным комплектом опознавательных знаков. Без этого набора водителя не подключат к агрегатору, а если вдруг подключат вопреки закону, то компанию, сделавшую это, оштрафуют на сумму до полумиллиона рублей. Все мобильные приложения, позволяющие вызывать такси, будут в федеральном реестре. Организовать новый сервис такси, который живет сам по себе и не отчитывается перед государством (как это было раньше), больше будет нельзя. Нарушителей будут просто закрывать и выгонять с рынка.
Это уже не первая версия «большого» закона о такси. В отличие от прежних документов этот проект получил поддержку в обеих палатах, и он имеет больше шансов на успешное прохождение, поясняет первый зампред Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков.
ЛЫСАКОВ: Он более современный, он отвечает в большей степени реалиям и риск-вызовам времени. Он вводит понятие «агрегаторы», их ответственность, их права и обязанности. И это касается не только агрегаторов, но и других участников рынка. Он предусматривает в том числе включение в сферу таксомоторных перевозок самозанятых граждан.
Одно из самых долгожданных нововведений – это финансовая ответственность агрегатора перед пассажиром. Ситуация, когда произошла авария, пострадал сам человек или его багаж, а таксисту нечем перед ним расплатиться – теперь будет невозможна. Потому что у пассажира появится право подать в суд на оба лица: физическое (то есть таксиста) и юридическое (его таксопарк и/или агрегатор). На всех вместе или на кого-то одного, а уже после выплаты денег клиенту они между собой поделят сумму ущерба так, как договорятся. Это, кстати, не исключает страхового покрытия по ОСАГО. При желании водитель может расширить свою страховку, чтобы не переживать, что при аварии придется расплачиваться с клиентом из своего кармана. А вот за таксистов-нелегалов, если они работают через сервис, на 100% будут платить агрегаторы, что, опять же, ставит крест на «бомбилах», добавляет Вячеслав Лысаков.
ЛЫСАКОВ: Действительно, в законопроекте предусмотрена ответственность агрегаторов. Она может быть солидарной, может быть полной. Но только в том случае (это выплата в сумме до 2 миллионов рублей), если агрегатор передал заказ лицу, не имеющему разрешения, то есть «бомбиле», попросту говоря. В обычном случае ответственность расписана на всех участников: водителя, агрегатора и юрлица, если оно участвует в перевозке.
Почти все пункты нового закона уже не раз обсуждались в СМИ и получили одобрение профильных организаций. Например, требование иметь российские права. Этот пункт закроет рынок для таксистов из Киргизии, Армении и других стран СНГ, но им дадут 3 года для пересдачи по российским правилам. Среди прочих требований: аттестация на знание города, автомобиль специальной расцветки (она может отличаться от региона к региону), шашечки, оранжевый фонарь на крыше, медицинский осмотр перед рейсом (к врачу идти не придется, это, скорее, экспресс-тест на уровень бодрости и трезвости, его проходят удаленно). Впрочем, представители агрегаторов не в восторге от этого пункта. Они говорят, что не намерены оплачивать дорогостоящее оборудование для медосмотров водителей. Комментирует директор сервиса «Максим» Максим Шушарин.
ШУШАРИН: Устройство в среднем стоит 100 000 – 150 000. И если в Москве есть таксопарки, которые могут себе позволить это купить, то за МКАД эта система нерабочая. Плюс она не может объективно оценить состояние водителя. Да, он выдохнул, зафиксирован остаточный алкоголь на допустимом уровне. Но ничто не мешает ему через 3 минуты выйти выпить, сесть и поехать дальше.
Есть в законе и совсем новые мотивы, например, лимит на число таксистов. Как и во многих странах мира, будет установлен предел по числу выданных лицензий. Он не может быть ниже определенного уровня (30 машин на 1000 жителей), но и не выше заданной планки. Чтобы в городе не было избытка таксистов, при высоком спросе новых водителей на лицензии их будут разыгрывать среди претендентов на аукционе. Ожидается, что это поддержит тарифы на таком оптимальном уровне, чтобы водители не «пахали» по две смены, но при этом вызвать машину могло себе позволить как можно больше жителей региона. Опять же, агрегаторы против этой новации, считая, что водители, особенно в регионах, по лицензии работать не будут. Продолжает Максим Шушарин.
ШУШАРИН: Любое ограничение количества выданных разрешений в нашей ситуации абсурдно. Государство и так не может палками загнать водителей, чтобы они разрешения на свою деятельность получали, а здесь еще и какое-то ограничение будет. Может, в столице это и будет актуально, да и то когда-нибудь. Для всей остальной России эта вещь совершенно оторвана от реальности.
Закон не запрещает водителям и таксопаркам работать без агрегаторов, «по старинке», но в пояснении к документу авторы констатируют, что переход на новые технологии уже состоялся (больше половины перевозок в России осуществляют по вызову из приложения), поэтому по факту новые правила стимулируют водителей переходить на цифровые методы работы.
Кстати, пока ничего не говорится об идентификации водителей через отпечаток пальца или лица. Возможно, законодатели оставят это на усмотрение агрегаторов. Если им будет выгодно – сделают. А если не сделают, и кто-то из таксистов попадется на том, что работает под чужим аккаунтом не в своей машине, то штрафы платить в любом случае будет агрегатор.