Картинка

Авторские материалы Фальшивки или нет? Русских коллекционеров в Бельгии подозревают в «авангардном» мошенничестве

23 декабря 2019, 17:44

Персоны

В Бельгии арестовали двух российских коллекционеров и продавцов антиквариата. Они специализируются на работах русского авангарда первой половины XX века. Следствие подозревает супругов Игоря и Ольгу Топоровских в сбыте фальшивых полотен и хранении краденых оригиналов. Топоровские обвинения отрицают. Этот скандал длится уже более двух лет, его обстоятельства изучал обозреватель «Вестей ФМ» Сергей Артемов.

Интерес к творчеству авангардистов-выходцев из России, по мнению критиков, – наиболее горячий среди всего, что связано с российским искусством на мировом рынке художественных ценностей. Оттого любые скандалы именно в этом сегменте оказываются весьма болезненными по многим причинам.

2 года назад Музей изящных искусств бельгийского города Гента устроил выставку под названием «Русский модернизм». Она изначально подавалась как своеобразный анонс большого тематического форума, задуманного уже на конец 2018 года.

Представленные тогда работы стали событием для всей культурной жизни Европы. Не каждый день любители живописи могут лицезреть картины кисти Кандинского, Малевича, Родченко и Татлина. И это – только самые известные имена из списка мастеров, размещенных в Генте. Впрочем, в контексте дальнейшего развития этой истории можно ограничиться только ими. Среди посетителей оказались, разумеется, и искусствоведы, и критики, изучавшие русский авангард. И они очень удивились. При их уровне познания этого раздела искусства несколько работ упомянутых мастеров были им совершенно незнакомы. Причем не кому-то одному, а сразу всем. 26 вещей, о которых ранее никто не слыхивал. Откуда они? Неплохо бы изучить провенанс.

Провенанс – это своего рода расширенный паспорт картины. Когда и кем написана, в чьих руках побывала и какие экспертизы проходила ранее. Директор музея Катрин де Зегер рассказала, что предметы, вызвавшие ажиотаж, поступили из коллекции частного фонда, учрежденного российским собирателем живописи, живущим в Бельгии, – Игорем Топоровским.

Все формальности по временному размещению чужих картин музей Гента оформил по закону. А если кому провенанс тот самый покоя не дает – это уже не к музею, а к господину Топоровскому и его жене Ольге обращаться надо.

И вот исследователи эти вопросы задали в открытом письме авторитетному международному изданию Art Newspaper. Например: почему выставленная картина Василия Кандинского не значится ни в одном каталоге его работ? Откуда взялись сундук и прялка, что расписал Казимир Малевич, который более никакие утилитарные объекты своей кистью не покрывал?

Господин Топоровский тогда не стал приводить свои аргументы подлинности работ широкой публике, пообещав сделать это для каждого озабоченного исследователя после его личного запроса.

Мы попросили одного из ведущих отечественных специалистов по русскому авангарду прокомментировать произошедшее. Он отказался, не желая, по его словам, делать рекламу дельцам, которые норовят заработать на фейковых ценностях.

Бизнес семьи Топоровских с этой точки зрения понятен – продать фальшивку русского авангарда можно за очень большие деньги. А размещение перед этим на серьезной выставке станет частью сочиненного липового провенанса. А если коллекционер купит вещь и даже поймет потом, что это – не оригинал, он вряд ли поставит под удар свою репутацию, открыто жалуясь на обман. Ведь сомнения тут же неизбежно лягут на все его личное собрание, которым он дорожит.

Мы попросили затем комментарий у другого специалиста по этому разделу живописи. Он также категорически отказался – из опасений за свою жизнь. Но пояснил на условиях анонимности, что прямо утверждать о фальшивках нельзя. И хотя биографии мастеров начала и середины XX изучены вдоль и поперек, не исключено появление на публике их доселе неизвестных работ.

Есть примерные образцы подсчетов – сколько художник должен создавать работ. И они показывают, что у всех практически художников русского авангарда не хватает многих вещей. Если мастер 25, 30, 35 лет пишет в одной стилистике, а от него в мировых каталогах значится всего 25 – 30 картин, то это заставляет задуматься: это – весь перечень работ? Или какие-то картины в каталогах просто отсутствуют? Где же они могли почти тайно отлёживаться? И здесь надо коснуться круга лиц, которым выгодно представлять вновь выявленные работы подделками. Это – директоры музеев и начальники региональных управлений культуры еще советских времен. В их ведении находились обширные хранилища, которые многократно превосходили в объемах общедоступные выставки. И там не всё и не всегда было чисто. Подтверждением тому выявленные в музее Ростовского кремля в прошлом году 2 подделки работ Казимира Малевича и Любови Поповой. Они поступили в музей в 1922 году и были внесены в его каталог. Но вдруг 40 лет назад были проданы на западных аукционах – при том, что пределов страны официально никогда не покидали. Впрочем, в конце 60-х оба полотна прошли реставрацию. И кажется, в ее ходе и были подменены на копии. Увы, сроки давности по этому – возможно, уголовному – делу уже прошли.

Не понравятся новые шедевры и современным руководителям музеев и богатым частным коллекционерам – зрители и покупатели теряют интерес к их собраниям и рвутся к внезапно обретенным шедеврам.

Ну и еще одни люди в теме – представители так называемого отраслевого лобби. Те, кто продает на аукционах, допустим, работы импрессионистов или ранних голландцев, например. Если "утопить" конкурентов – в данном случае сегмент русского авангарда – в стойких обвинениях в неподлинности, то оттянуть деньги оттуда к собственным предметам торговли будет куда легче.

В рамках расследования – а скандал в Генте уже перерос в криминальную стадию – полиция опечатала экспонаты выставки. Директор музея в Генте уволена. Обыск прошел в брюссельском доме супругов Топоровских. И уже сегодня стало известно, что они арестованы. Характерно, что экспертиза подлинности работ еще не проведена – из-за тяжб адвокатов. Потому пока Игорь и Ольга Топоровские подозреваются сразу в двух вещах – в мошенничестве и владении похищенным. В переводе с языка юридического на язык художественный это означает: работы в равной степени могут быть как фальшивками, так и подлинными – но тогда Топоровским придется пояснять, как они к ним попали. И в любом случае, в один голос говорят эксперты, этот скандал не пойдет на пользу имиджу всего русского авангарда.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация