Картинка

Вечерняя смена Новогодние традиции россиян предложили признать наследием ЮНЕСКО

27 декабря 2019, 20:40

Программу "Вечерняя смена" ведут Ольга Максимова и Вячеслав Коновалов.

Это инициатива депутата Госдумы Виктора Зубарева, которые предложил внести в список ЮНЕСКО салат "Оливье", "Селёдку под шубой", салат "Мимоза", заливное и холодец, новогодний пирог со счастливой монетой внутри и "Советское шампанское". Также предлагается признать наследием массовое проведение детских утренников с хороводами и Дедом Морозом, просмотр 31 декабря фильма "Ирония судьбы, или С лёгким паром", массовые гуляния, игру в снежки и празднование старого Нового года. Вот такое нематериальное наследие от России ЮНЕСКО.

Вячеслав Коновалов: Весь мир должен понимать эти новогодние российские традиции. Как сказал Владимир Владимирович Путин, Россия не кончается нигде. Значит, и традиции не кончаются нигде, значит, знать их должны во всём мире. И мы должны гордо нести салат "Оливье", "Советское шампанское" и шпроты в мир.

Депутат считает, что необходимо сохранить эти новогодние традиции россиян для молодых поколений, поскольку это самое семейное торжество объединяет всех жителей страны.

Как вы относитесь к этой идее?

Елена Дзякович: Это очень оригинальная идея, но если всё-таки попытаться говорить об этом по возможности серьёзно, то, конечно, это никакое не наследие ЮНЕСКО, а это элементы бытовой культуры, которые являются частью советского прошлого, советских традиций и ни к какому культурному наследию отношения не имеют. Про пирог с монетой я в первый раз здесь услышала. Нет у нас такой традиции. А у депутата есть. Может, ему повезло больше.

Но ведь есть в мире прецеденты. Например, в список культурного наследия ЮНЕСКО попал "лаваш армянский".

Елена Дзякович: Лаваш армянский? Может быть. А вот салат "Оливье" всё-таки в его оригинальной рецептуре – это совсем не то, что у нас принято считать этим салатом, который является традиционным новогодним кушаньем. В традиционной версии салата "Оливье" нет никакой картошки, тем более нет никакой варёной колбасы. Там совершенно другой состав, и в общем он не имеет никакого отношения к тому, что у нас принято считать традиционной новогодней закуской. Там должно быть мясо перепелов, раковые шейки, чёрная паюсная икра и т.д. А тот салат, который мы почему-то называем "оливье", на Западе во многих ресторанах подают как салат "Русский" или салат "Московский". Поэтому здесь патентовать и претендовать на какое-то культурное наследие смысла особого нет. Да и традиционная игра в снежки, которая попала в этот перечень, в этом году в Москве тоже немного смешно выглядела бы, наверное.

Если бы к вам обратился представитель ЮНЕСКО и предложил помочь им включить что-то из новогоднего, связанного с культурой России и русского народа, в список культурного наследия ЮНЕСКО, вы бы что назвали?

Елена Дзякович: Я бы назвала не гастрономическую, а эмоциональную составляющую. Всем понятно, что долгое время Новый год был фактически единственным неидеологизированным праздником в Советском Союзе. Почему он пользуется массовой, всеобщей, можно сказать, тотальной популярностью? Потому что этот праздник был единственным в СССР вне идеологии. Сейчас в современной России он тоже единственный праздник, который в каком-то смысле является объединяющим для людей разных возрастов, разных политических взглядов, разных религиозных убеждений. Он все равно является объединяющим. Поэтому, если взять вот эту его объединяющую функцию и то, что в силу календарных особенностей праздник Нового года у нас предшествует празднику Рождества и на него приходится пик поздравительного шквала, может быть, это позиционирование празднования Нового года как действительно праздника семейного, который окрашен нотками объединения семьи вокруг доброго, светлого, незашоренного, незаидеологизированного, не подчиняющегося каким-то веяниям времени. И вот эту традицию действительно, может быть, стоит рассмотреть таким образом, если говорить об этом серьёзно.

Действительно можно поговорить о том, что в России есть ментально-национальная специфика празднования Нового года, с её определённой дозволенности, потому что во все времена этот праздник, за исключением первых полутора десятков лет советской власти, когда не разрешалось ставить ёлку даже дома, люди могли отмечать все без оглядки, без того, что человека могут в чём-то обвинить, уличить или заподозрить. Вот эта объединяющая традиция действительно достойна того, чтобы быть каким-то образом

Что такое для русских 1 января?

Елена Дзякович: Мне кажется, что для нас в этот день произошло удивительное совпадение. Зима в России долгая, длинная и депрессивная. И пережить короткий день, когда небо сливается с землёй, когда то ли дождь, то ли снег, когда накапливается усталость, пережить российскую зиму действительно сложно без такого феерического всплеска огней, подарков, хороших слов, добрых пожеланий, радостных надежд. Поэтому для России Новый год оказался удивительно точно нашедшим своё время праздником. Для поворота от зимней депрессии, хандры, каких-то не самых весёлых настроений лучшего времени, чем конец декабря и начало января, не найти.

­Новогодние традиции россиян предложили признать наследием ЮНЕСКО

Вечерняя смена. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • "День кинопремьер"
  • "Переспите с этим"

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация