Картинка

Авторские материалы В тренде – удобство, экологичность и борьба с перепотреблением: россияне стали меньше тратить на одежду

10 января 2020, 13:23

Персоны

Без одежды: россияне стали меньше тратить на предметы гардероба. В 2019 эксперты зафиксировали снижение продаж впервые за несколько лет. С одной стороны, тенденцию связывают с сокращением доходов. С другой – с изменением климата и усилением трендов на экологичность и борьбу с перепотреблением. О трансформации модного рынка в нашей стране и мире – корреспондент «Вестей ФМ» Александра Писарева.

Оборот нашего рынка одежды и обуви сократился на 3%. Казалось бы, немного, но в денежном выражении это – миллиарды рублей. В прошлый раз такое случалось в 2015. Тогда «яма» была в 3 раза глубже – оборот упал сразу на 9%. Такие данные приводят эксперты по итогам года.

Предметы гардероба входят в тройку первых статей экономии у россиян – при сокращении реальных доходов населения о новых джинсах и сапогах готов забыть каждый четвертый. Это показывали разные опросы. Вряд ли сыграл роль только один фактор, уверен гендиректор агентства «InfoLine-аналитика» Михаил Бурмистров:

БУРМИСТРОВ: В общем-то, реальные доходы населения стагнируют несколько лет. И в 2016 – 2017 годах это не мешало фешн-рынку пусть очень низкими темпами, но расти. Наверное, в 2019 году этот негативный фактор сохранился. Здесь действительно важным фактором стало дополнительное ценовое давление – это увеличение налога на добавленную стоимость. Что касается второго момента – это действительно аномально теплая зима.

Зимние вещи стоят дороже. Кто же мог ждать, что осень будет похожа на лето, а зима – на осень. Ещё одна причина снижения трат – тренд на экологичность и разумное потребление. Отказаться от частых покупок одежды в первую очередь готова молодежь – каждый третий опрошенный в возрасте до 24 лет. Этой категории проблемы окружающей среды ближе, чем старшему поколению. Обувь и предметы гардероба не донашивают до последнего. Но бывшие в употреблении вещи перестают быть чем-то зазорным. Обновляют содержимое шкафов в секонд-хендах и через Интернет – объявления публикуют не только на специальных сайтах, но и в соцсетях. За одежду популярных, а иногда и люксовых брендов, просят в 2 – 3 раза меньше изначальной стоимости. Популярность набирают своп-вечеринки. Мероприятия по обмену вещами зародились в Англии в 1940-х. В России получили распространение в 2010 – напоминают девичники, на которых подруги, знакомые знакомых и просто единомышленники общаются, слушают музыку и передают друг другу ненужные платья, туфли и так далее.

Ретейлеры пытаются играть на экологичности – кто-то принимает старую одежду в обмен на скидки, кто-то изготавливает материалы из переработанного сырья. Но в целом мода уже не та, что прежде, поясняет стилист Владислав Лисовец:

ЛИСОВЕЦ: Сама мода мировая стала гораздо проще. И все то, что сейчас диктует мода, в принципе можно найти у себя дома, если порыться в одежде родителей, можно найти в секонд-хенде, то есть нет смысла много тратить на одежду. Потом уже несколько сезонов мало что меняется, люди больше думают об удобстве. И, соответственно, времена гламура, когда все тратили деньги на люкс, на то, чтобы нарядиться, прошли. Во-вторых, люди, мне кажется, наконец-то научились сочетать вещи, носить одну вещь по-разному.

Каналов и профилей в соцсетях, где учат одеваться, сейчас не счесть. Популярное направление – создание "капсульного гардероба". Идея появилась, опять же, в Великобритании в 70-х годах прошлого века, получила развитие в Штатах. В "капсулу" входят 5 – 8 вещей, которые сочетаются между собой и позволяют создавать разные образы.

Еще одна губительная для модной сферы тенденция – уход торговли в онлайн. Это сказывается на средней стоимости вещей. А значит – и на конечной прибыли. Как предсказывают эксперты, в 2020 ситуация вряд ли изменится радикально. А значит – игрокам рынка придется подстраиваться под новые запросы потребителей.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация