Вечерняя смена Австралия: пылающий континент
Программу ведут Алла Волохина и Вячеслав Коновалов.
Поговорим о сохранении богатств земной природы, о том, что происходит вымирание отдельных видов животных во всём мире, и о происходящей сегодня трагедии в Австралии в результате бушующих там лесных пожаров.
По данным австралийских СМИ, площадь природных пожаров на континенте составила более 7 млн га, что примерно равняется территориям Бельгии и Нидерландов вместе взятых. В огне погибли 27 человек и свыше миллиарда животных и птиц. Две трети туристов отказались о поездок в Австралии из-за лесных пожаров, что нанесло заметный урон австралийской экономике. С сентября 2019 года в атмосферу попало уже 250 млн тонн СО2 (углекислого газа), что составляет более трети годовой эмиссии углекислого газа всей Австралии.
Можно было что-либо предпринять более продуктивное, нежели предпринималось правительством Австралии? Ведь пожары в Австралии начались ещё в сентябре, и с тех пор всё только разгоралось.
Михаил Крейндлин: Наверное, можно было. Хотя, видимо, такой ситуации никто не ожидал, в том числе и правительство Австралии. Можно было ли вообще предупредить возникновение пожаров? Во-первых, подобное катастрофическое развитие пожаров в Австралии – это следствие глобального изменения климата на Земном шаре. Гринпис и мировое сообщество считают, что в значительной степени глобальное изменение климата связано с антропогенным воздействием, то есть воздействием человека на природу.
Резкое увеличение выбросов углекислого газа к чему может привести?
Михаил Крейндлин: Не знаю, к чему это может привести сразу...
Наша тёплая зима является ли каким-то образом следствием тех пожаров, которые начались в сентябре в Австралии?
Михаил Крейндлин: Думаю, что это параллельные процессы. Но то, что сейчас идёт разбалансировка климата практически по всей планете, это факт. России сейчас больше везёт, чем австралийцам, по крайней мере, у нас ничего не горит, но это всё звенья одной цепи. Тем не менее не могу сказать, что нынешняя тёплая погода в России является следствием пожаров в Австралии.
Что можно было сделать? Во-первых, все оказались в Австралии не готовы к пожарам, хотя то, что климат меняется, давно всем известно, все об этом говорят. Но какой-то адаптации органов власти, по-видимому, по всему миру к изменению климата сейчас не происходит.
Во-вторых, в Австралии природные сообщества, которые сейчас существуют, в значительной степени так устроены, что они сами способствуют распространению пожаров. Помимо того, что этому способствует сама жаркая и сухая погода, происходит накопление большого количества лёгко горючих материалов. Это трава. Если в России природные пожары называются "лесными пожарами", то в Австралии их называют "bush fires". А "буш" – это не лес, это кусты и трава. И та система природопользования, которая существует сегодня в Австралии с очень давних времён, возможно, она существовала даже до прихода туда европейцев, и связана с постоянным выжиганием травы, в значительной степени сформировала такие сообщества, которые привыкли к пожарам.
Регулирование природных сообществ с помощью выжигания – это неправильная методика?
Михаил Крейндлин: Думаю, и это лично моя позиция, что в Австралии с этим перегибают палку с проведением так называемых профилактических предварительных выжиганий. Хотя австралийцы, наоборот, считают, что их было мало.
Когда начались значительные пожары в Австралии, многие обвиняли экологов, что те, поддавшись давлению "зелёных", стали меньше профилактировать, меньше выжигать мусорный лес, поэтому и произошли эти пожары.
Михаил Крейндлин: По официальным данным, лесной службой штата Новый Южный Уэльс профилактические выжигания в этом году проведены в полном объёме, но не помогло.
Я сам в Австралии не был. Но немного схожая ситуация существует в российском Забайкалье. На территории этого региона южная степь переходит в тайгу. Так вот там постоянно проводимые профилактические выжигания, поджоги, а где-то просто пожары приводят к тому, что зона тайги отодвигается на север. То есть, больше остаётся открытых ландшафтов с очень редкими растениями. Я видел это своими глазами в Амурской области и в Забайкалье. И вот там именно по этим открытым пространствам, если где-то что-то загорелось, огонь распространяется гораздо быстрее, чем он бы это делал в лесу. Понятно, трава горит быстрее, особенно когда дуют сильные ветры. Собственно, в этом и заключается основная проблема. Возможно в Австралии сейчас такая ситуация, что без этих массовых профилактических выжиганий уже нельзя. С другой стороны, опыт этого года показывает, что, хотя плановая площадь профилактических выжиганий была полностью соблюдена, все равно это не помогло. Поэтому, может, стоит подумать всё-таки о каких-то других способах.
Окончание беседы слушайте в записи.
Австралия: пылающий континент
Вечерняя смена. Все выпуски
- Все аудио
- "День кинопремьер"
- "Переспите с этим"