Актуально Главная задача ФНС – сделать налогоплательщика законопослушным

21 января 2020, 12:11

• У Федеральной налоговой службы появился новый руководитель Даниил Егоров, который дал интервью газете "Ведомости", в котором рассказал об основной задаче службы – "не собрать больше налогов, а обелить рынок, сделать налогоплательщика законопослушным".

Цель достойная. Возникает вопрос, как это осуществить на практике?

Любовь Гончаренко: Цель, которую озвучил Даниил Егоров, является продолжением той огромной работы, которая была начата достаточно давно и сейчас уже даёт свои плоды. Что касается конкретного вопроса, хотелось бы сказать следующее. Для того чтобы решить эту задачу, на сегодняшний день созданы достаточно серьёзные предпосылки. Это, во-первых, тот же самый цифровой формат документов и в целом той информации, которую получают и обрабатывают налоговые органы и бизнес. Во-вторых, это технологии обработки больших данных и соответствующее техническое обеспечение. Открыты новые центры обработки такой информации, которые очень активно работают с очень серьёзной защитой. В-третьих, это новые методы аналитической работы и кадры, владеющие этими методами. Ну и, в-четвёртых, то, что в принципе бизнес на сегодняшний день, особенно работающих на международных рынках, стал более отзывчив на понятие "справедливости в налогообложении".

Как всё это реализуется? Одна из технологий основывается на создании так называемой "оптимальной модели" представителя какой-либо отрасли или вида деятельности, соответствующей своего рода эталону с усреднёнными показателями. Это результат большой аналитической работы. Например, есть показатели нормального артериального давления для человека 120 на 80. Такого плана показатели есть и у налоговых органов в результате обработки информации по тому или иному виду деятельности, где чётко определяется, что по этому виду деятельности на сегодняшний день норма рентабельности 12 процентов. Исходя из этого определяются, а какие тогда налоговые платежи по налогу на прибыль организаций должны поступать в бюджет. Или, соответственно, при каких оборотах выручки по данному виду деятельности должны поступать в бюджет соответствующие данные по налогу на добавленную стоимость, исходя из того, а какая норма добавленной стоимости по виду деятельности. Ну опять-таки это где-то близко к рентабельности. Исходя из этого, соответствующие и нормы возмещения НДС, потому что, как известно, на сегодняшний день практически больше 99 процентов проверок дают результат, по которому мы знаем, сколько должно быть возмещено, а не столько, сколько затребовано в налоговых декларациях. Это очень серьёзная работа в результате внедрения НДС-2, ну и сейчас уже АСК НДС-3.

Сравнение с этими показателями позволяет выявить рисковые звенья и раскрутить цепочки связей весьма глубоко. То есть, если мы раньше говорили о фирмах-однодневках, которые скрывали операции за двумя-тремя звеньями, то сейчас это доходит до 15 и более уровней. И когда вызывают бизнесмена и говорят ему, что налоговое планирование у того замечательное и хорошее, но если посмотреть внимательнее, и тут ему показывается большой плакат о том, что такие-то и такие-то операции происходят, но в данном месте происходит разрыв, а это значит, здесь что-то есть и есть здесь свой бенефициар, он в данном случае видит, что его налоговое планирование дало осечку и, соответственно, он идёт на то, чтобы доплатить налоги в бюджет.

Но не только это. Данный бизнесмен является частью бизнес-среды, и он в эту бизнес-среду приносит это знание, но не для того, чтобы другие не попали на какие-то санкции, а потому что в данной ситуации, если он будет выполнять все требования, а другие не будут выполнять эти требования, он может привести себя к банкротству. Поэтому бизнесмены, зная такую методику работы налоговых органов, не только приходят к осознанию необходимости "самообложения", но и к тому, чтобы в целом весь этот рынок был обелён. Сегодня мы уже очень редко вспоминаем о том, что когда-то были очень распространены карусельные схемы возмещения НДС. Но теперь они настолько глубоко должны быть зарыты, что это уже становится невыгодным, потому что дорого. И отсюда появляются так называемые "хартии", когда те или иные бизнесмены условно договариваются, чтобы не допускать какие-то определённые нарушения с тем, чтобы в их бизнес-среде всё-таки сохранялись равные конкурентные условия.

На сегодняшний день модели поведения и налоговых органов, и налогового контроля направлены на взаимодействие. Раньше налоговые отношения всегда были отношениями императивными, отношениями властными. А сейчас мы предлагаем представителям бизнеса всё-таки взаимодействовать. И уже 95 компаний на сегодняшний день пошли на применение такой новой формы налогового контроля, как налоговый мониторинг. Это значит, что фактически ими раскрываются все данные хозяйственной деятельности, которые всегда были коммерческой тайной организации. При этом новые бизнес-процессы, которые имеют место и в мировой экономике, приводят к тому, что и сами бизнесмены не всегда понимают, а что будет дальше за теми сложно структурированными операциями, которые они вынуждены осуществлять в сегодняшних условиях бизнеса. И они раскрывают информацию, идут к налоговым органам для того, чтобы им подсказали, а как та или иная операция может быть в последующем расценена с точки зрения исполнения налоговых платежей.

То есть, так называемая "оптимизация налогов" сейчас становится всё сложнее и сложнее?

Любовь Гончаренко: Я бы сказала так. Поскольку всё движется и изменяется и в бизнес-среде, и в налоговых органах, мы говорим о том, что налоговый контроль как бы способствует тому, чтобы была заинтересованность именно в оптимизации налоговых расходов, чтобы всё больше бизнесмены забывали бы такие понятия, как "минимизация налогов" и "уход от налогов".

Программу ведёт Елена Щедрунова.

­Главная задача ФНС – сделать налогоплательщика законопослушным

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация