Вечерняя смена Правозащитники предложили компартиям оплачивать расходы на тело Ленина
Программу ведут Ольга Максимова и Дмитрий Чернов.
21 января исполняется 96 лет со дня смерти Ленина – революционера, теоретика марксизма, лидера партии большевиков, приведшего их к власти в России в 1917 году, первого руководителя советского правительства. Тело Ленина после его смерти было забальзамировано и помещено в Мавзолей на Красной площади, где и находится по сей день.
Почему никак не придут к какому-то окончательному решению: либо захоронить, либо пусть его содержат те, кто ратует за то, чтобы тело Ленина находилось в Мавзолее? Когда-то будет найдено окончательное решение по данному вопросу?
Роман Романов: Мы действительно про это так много говорим, что, наверное, уже нужно прийти к тому, что тело Ленина захораниваем и становимся полноценной цивилизованной страной, в центре которой не находится труп. Мне кажется, без какой-то политической окраски, просто нахождение тела мёртвого человека в столице нашей страны сегодня выглядит немного странным. Я как москвич чувствую, что в этом что-то есть не то. Это если посмотреть на это без какой-либо политической подоплёки.
Как вы относитесь к мнению правозащитников, которые считают, что пусть компартии оплачивают расходы? Кстати, во сколько обходится ежегодному бюджету сохранение тела Ленина?
Роман Романов: Мне не известно, во сколько это обходится нам всем, но это определённо финансируется из бюджета, а это наши налоги. И предложение, чтобы компартии оплачивали сохранение тела Ленина, наверное, хорошее на переходный период, чтобы они ощутили и ответственность, и финансовое бремя. Но это только на переходный этап, а на самом деле в Мавзолее я бы предложил сделать музей идеологии. Это сооружение, безусловно, должно жить, и в нём должна рассказываться и история Советского Союза, и история возникновения Мавзолея, и почему там долгое время находилось тело Ленина. А в какой-то момент там находились тела и Ленина, и Сталина. Сталина оттуда убрали и перезахоронили. Мне кажется, что и с Лениным в XXI веке можно сделать то же самое.
А чем мотивируют свою позицию противники захоронения тела Ленина?
Роман Романов: Мне кажется, что это такая привычка. Многие люди родились в Советском Союзе. Я тоже в нём родился, но у меня не такой большой опыт. Я что-то впитал и другое. А для этих людей Мавзолей – это символ. Они приходили туда в детстве и в юности, они в то время получили какой-то свой жизненный позитивный опыт. И не только опыт. Многие получили образование, квартиры и всё то, чем можно гордиться и что нас согревает при мысли о Советском Союзе. Наверное, такая связь присутствует, и люди смотрят на тело Ленина в Мавзолее как на символ. И, может быть, какая-то надежда у них есть, что страна всё-таки вернётся к Советскому Союзу.
Сколько должно пройти ещё лет, чтобы этот объект потерял свою гиперзначимость для большого количества граждан России?
Роман Романов: Честно говоря, людей, который внятно разъясняли, почему Ленин должен находиться в Мавзолее в столице нашей страны, я не встречал. То есть, я слышал какие-то лозунги, призывы, ещё что-то, но это всё похоже на лозунги Советского Союза, которые сегодня в жизни не применимы.
Слушатели пишут, что в Кунсткамере тоже трупы лежат, их тоже нужно захоронить и стать цивилизованной страной. Здесь происходит подмена понятий. Ленин – это символ и это история. И какая разница, в столице он лежит или не в столице? А некоторые ещё заявляют, что это уникальный научный эксперимент.
Роман Романов: Можно перенести этот научный эксперимент из центра города. И он может оставаться в пределах Москвы, МКАДа. Но, кажется, нынешнее место – это не то место для Мавзолея, где проходят разного рода мероприятия, в том числе увеселительного характера. А с религиозной точки зрения тело Ленина не предано земле. Возникает также вопрос, кому нужен этот эксперимент, за чей счёт он осуществляется. Сегодня в XXI веке в цивилизованной стране нахождения трупа человека в столице выглядит странно.
А в чём сложность решения этого вопроса?
Роман Романов: Мне кажется, что по этому поводу должно быть принято какое-то политическое решение. И то, что мы сейчас это обсуждаем, и есть ли волны людей, которые требуют тело Ленина оставить в покое, может быть, эта информация будет проанализирована, и те, кто принимает решение, посмотрят в очередной раз и скажут, что, наверное, не так много осталось тех, кто "за", поэтому можно и переносить. Но повторюсь, что это не вопрос того, что мы что-то уничтожаем и как-то идеологически замещаем. Нужно нормально к этому отнестись, и, безусловно, эту историю нужно оставить и сохранить. Мавзолей должен остаться открытым местом, музеем, в котором об этой истории рассказывалось бы. Она может быть продемонстрирована другими средствами, голограммами, мультимедийными технологиями, но само тело, мне кажется, должно быть перенесено. А рассказ оставлен.
Правозащитники предложили компартиям оплачивать расходы на тело Ленина
Вечерняя смена. Все выпуски
- Все аудио
- "День кинопремьер"
- "Переспите с этим"