Актуально Минстрою определили основные задачи
Программу ведёт Елена Щедрунова.
Он сказал, что ближайшее время нужно будет проработать нормативную базу, освободить стройку от излишних ограничений, а также кардинально изменить подход к ценообразованию.
Проработка нормативной базы – это любимое занятие всех министерств. Но что значит освободить стройку от излишних ограничений?
Максим Перов: Дьявол, как всегда, кроется в деталях. Ограничения возникают, начиная с уровня сопроводительной документации, которая достаточно многоступенчата и сложна. Ну и, естественно, процесс прохождения экспертизы, которая тоже проходит с большим трудом и требует больших усилий. Здесь нужно отлаживать механизм. Причём если это удачно сделано в Москве, но, что называется, в ручном режиме, в масштабе страны в ручном режиме это сделать будет достаточно сложно, и здесь требуется серьёзная правка, прежде всего, Градостроительного кодекса.
То есть, требуется правка нормативных документов, которая позволит в цифру перевести какие-то процедуры?
Максим Перов: В Москве объёмное проектирование практически в цифру переведено. В масштабе страны это точно стоит делать. Ибо это действительно облегчает жизнь и ускоряет процесс.
Видимо, ещё какие-то ограничения есть по материалам. Или нет?
Максим Перов: У нас ограничения не по материалам, а по СНиПам, которые выстроены принципиально на иных принципах, чем в Европе. Условно, у нас говорится, что пожарная лестница должна быть такой-то ширины в таком-то здании, а в Европе говорится, что это здание при пожаре должны покинуть люди за одну минуту. Вот в этом разница.
То есть, в каждом конкретном случае разработчики должны предусматривать, что они должны сделать, чтобы люди смогли выполнить норматив покинуть здание за одну минуту, а не оборудовать здание пожарными лестницами определённой ширины?
Максим Перов: У нас надо делать массу избыточных вещей, есть много лишних сложностей.
Теперь про кардинально изменить подход к ценообразованию. Как государство может изменить этот подход, да ещё и кардинально?
Максим Перов: Если мы говорим о мощности строительства жилья в 120 млн кв. метров в год, как это предусматривается нацпроектом, то понятно, что существующим платёжеспособным спросом населения эта цифра не закроется. Поэтому очевидно, что здесь требуется госзаказ. И госзаказ должен обеспечить ,прежде всего, реновацию. Московский опыт реновации по деталям критикуют, но это же проблема не Москвы, а страновая проблема. У нас большинство городов застроены пятиэтажками в больших объёмах. И они точно так же, как в Москве, или ещё хуже, устаревают, изнашиваются и т.д. Вот здесь предстоит большой объём необходимой стройки. И, наверное, это должны быть федеральные государственные средства. Реновация – это же не коммерческая продажа.
Конечно, в части городов цены на жильё перегреты. Понятно, что они могут снижаться только в случае увеличения предложения. Такое снижение, с одной стороны, могло бы быть обеспечено снижением ставки по ипотеке, с другой стороны, появлением домов, построенных по госзаказу, например, в рамках программы реновации, потому что она не коммерческая, и тогда перегретые цены неизбежно будут снижаться. Это, конечно, было бы правильным, потому что в части развивающихся городов цены на жильё для жителей почти запретительные.
Минстрою определили основные задачи