Актуально Утверждена Стратегия развития электронной промышленности до 2030 года
Программу ведёт Елена Щедрунова.
Как оказалось, объём экспорта российской электронной продукции довольно значительный. Что Россия экспортирует в данной сфере и что подразумевается под понятием "отечественная электроника"?
Иван Родинов: Россия экспортирует электронной продукции на 4 млрд долларов. И на 12 млрд долларов хотим экспортировать с 2020 года. Важно, что это уже вторая программы в данной области. Первая была в 2007 году, и действовала она до 2025 года. И, как я понял, посмотрев эту программу, мы её перевыполнили. Объём производства российской электроники уже больше, чем это было предусмотрено первой программой. С другой стороны, понятно, что новая программа была разработана ещё в 2019 году, она была выложена для обсуждения в августе, и как бы не могла больше ждать. И новый премьер-министр её утвердил. Это не его заслуга, просто кабинет продолжает нормальную работу.
При этом что имеется в виду под электроникой? В первую очередь, элементная база как таковая, плюс некие блоки, которые из этой элементной базы собирают. Но это не конечный продукт. При этом сами цифры в программе заложены достаточно амбициозные. Это в 2,5 раза рост объёмов производства, и в 3 раза рост экспорта. Что надо опять иметь в виду? Что, если информатизация и цифровизация пойдут так, как это планируется, эти цифры, может быть, придётся пересматривать в сторону увеличения. В любом случае цифровизация потребует достаточно много элементной базы и устройств, в которых она используется.
С другой стороны, чем программа хороша и почему она нужна? Это фактически совместный документ правительства и бизнеса о том, что они хотели бы в этой области видеть. То есть, у них есть ориентир на достаточно длительный срок. И, как мы уже видим на примере программы 2025, может быть, всё и получится.
В то же время нельзя и переоценивать программы. Потому что, если мы вспомним программу социально-экономического развития страны 2020, то все мы сегодня должны получать по 2800 долларов и жить каждый в 100-метровой квартире. То есть, в программах тоже бывают определённые ошибки.
Если мы продаём элементную базу и даже блоки, почему у нас нет собственных смартфонов, ноутбуков и т.п.? Почему мы не продаём конечный продукт? Чего нам не хватает, чтобы создать конечный продукт?
Иван Родинов: Здесь есть интересная специфика. Производство элементной базы всегда массовое. И, по сути, на всю оборонку, все ракеты, пушки, танки, самолёты достаточно 5-7 процентов общего выпуска этой элементной базы. Остальное мы можем выбрасывать на свалку, но, пока мы можем её продавать, мы её на экспорт и продаём. С другой стороны, всё-таки с учётом того, что это военная техника, понятно, что слишком передовой она быть не может. В этой области всегда на одно-два поколения есть определённое опоздание. Но для военной техники это не принципиально. А вот что касается делать хорошую бытовую технику... Здесь можно вспомнить известный пример с Анатолием Борисовичем, который сделал школьный планшет. Да, хороший планшет, да, почти соответствует эппловскому, только черно-белый и стоит почти столько же, сколько и планшет от Apple. В этом содержится ответ на ваш вопрос. Надо ли нам это на самом деле?
А мы не можем сделать, чтобы это было круче, чем у Apple, да ещё и дешевле? России это не по силам?
Иван Родинов: Это, скорее, никому не по силам. Почему? Потому что один современный завод по производству модулей памяти, которые используются в компьютерах, стоит 8 млрд долларов, которые должны быть через семь лет полностью выброшены. То есть, должен быть построен новый завод. А если посмотреть бюджет всей электронной промышленности России за 2019 год, он, конечно, хороший, но он чуть меньше, чем бюджет Госдумы. А что у нас Госдума идеальные законы принимает? На мировом уровне? Почему вы спрашиваете, где российский Apple, но не спрашиваете, где хорошие российские законы?
Оказывается, что в России элементная база есть, просто она не того уровня и для других целей?
Иван Родинов: Нет, она есть в том объёме, как надо. А лишнее мы экспортируем, причём это бросовый, массовый товар, не очень хороший, но все равно его используют. Из нашей элементной базы делают калькуляторы, микросхемы для автомобилей, где сложность большая не нужна.
Утверждена Стратегия развития электронной промышленности до 2030 года