Вечерняя смена Гость в студии – директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова

29 января 2020, 20:10

Программу ведут Ольга Максимова и Дмитрий Чернов.

Существует огромный пласт русских импрессионистов. Но почему вашему музею так мало лет?

Юлия Петрова: Музей русского импрессионизма – это музей частный. Частных художественных музеев в России пока не очень много, и Музей русского импрессионизма – один из них. Находится он в Москве на Ленинградском проспекте, дом 15, на территории бывшей кондитерской фабрики "Большевик", на которой делалось печенье "Юбилейное" на протяжении многих лет. Фабрика уже лет восемь как покинула эту территорию, она со всем производством была выведена за пределы города Москвы. Территория "Большевика" была реконструирована британским архитектурным бюро John McAslan+Partners. Сейчас там офисы и апартаменты. И одно из зданий этой фабрики было отдано под частный музей. Основатель этого музея – московский бизнесмен Борис Минц. Он свою частную коллекцию передал в музей для того, чтобы её могла видеть широкая публика. Но, помимо этой постоянной экспозиции, открытой на базе коллекции Бориса Минца, музей регулярно проводит временные выставки, на которые собирает произведения из самых разных российских и зарубежных собраний. На ближайшую выставку мы привезём несколько вещей из парижского Центра Помпиду, например. С частными коллекциями мы много работаем. Стараемся показывать те вещи, которые обыкновенные москвичи не видят. В том числе из далеких региональных музеев. Мы все знаем, как у нас развит региональный туризм, знаем, как часто москвичи бывают, например, в музеях Архангельска, Астрахани или Перми. Блестящие работы русских художников-импрессионистов, которые там хранятся, и не только импрессионистов, мы привозим в Москву, и они участвуют в наших выставках. Региональные собрания потрясающе богатые. Какие там содержатся шедевры, москвичи подчас даже себе не представляют.

Обычно русские люди знают основателей жанра "импрессионизма" – Клода Моне, Огюста Ренуара, Камиля Писсарро, Альфреда Сислея. А можно ли говорить, что каких-то русских импрессионистов знают во всём мире?

Юлия Петрова: Я бы сказала, что, скорее, нет. Поскольку любые национальные школы остаются в данном случае в тени французского искусства, прогремевшего на весь мир. Русский импрессионизм, испанский импрессионизм, скандинавский импрессионизм, американский импрессионизм – всё это чрезвычайно интересные, очень красивые, богатые школы, которые остались в тени старшего брата – французского импрессионизма, который загорелся раньше и привлёк к себе внимания больше, чем школы других стран. Тем не менее среди русских импрессионистов, художников, которые в тот или иной период своей жизни импрессионизмом очень сильно увлеклись и оставили потрясающие импрессионистические работы, можно назвать Константина Коровина, Валентина Серова, Игоря Грабаря. Всё это имена, которые любому русскому человеку известны ещё с начальной школы, поскольку их картины были воспроизведены в школьных хрестоматиях и учебниках. Эти работы находились и находятся в постоянной экспозиции Третьяковской галереи и Русского музея в Петербурге. Они очень многими любимы, потому что визуальны привлекательны, эстетичны, несут настроение, на которое хочется смотреть. Чаще всего импрессионистические работы – это пейзажи, работы, созданные под мгновенным впечатлением. Если попробовать назвать десять лучших русских художников, а это, наверное, сделать чрезвычайно тяжело и единого списка не получится, но Валентин Александрович Серов точно заслуживает места в этом списке.

Насколько новая для России история с частным художественным музеем? Частный художественный музей – это абсолютно меценатская история?

Юлия Петрова: Абсолютно, конечно. Началась она с Екатерины II, но в современной России действительно существует ряд художественных частных музеев, которые ведут очень серьёзную работу, не только выставочную, но и научную, издательскую, просветительскую работу. К числу таких музеев я с гордостью отношу и Музей русского импрессионизма. Действительно мы по всем этим направлениям активно работаем. На наши выставки точно так же стоят очереди из желающих на них попасть. Наши специалисты регулярно приглашаются на конференции по музейной педагогике, по инклюзивной работе. Книги, изданные нашим музеем, продаются в крупнейших книжных магазинах, в том числе и на торговой площадке Ozon.ru, поскольку то, что делает музей, сегодня пользуется большим спросом.

Наверняка вы обратили внимание, что, кроме очереди на В. Серова, в России имеет место то, что музейщики называют "музейным бумом". У людей ходить в музеи вдруг стало модным.

Ещё не в совсем далёкие времена поход в музей для любого ребёнка, для любого школьника был, с одной стороны, скучной повинностью, но с другой стороны, можно было в школу не ходить, если с классом пойти в музей. Что с тех пор поменялось?

Юлия Петрова: С тех пор поменялось чуть больше, чем всё. Сегодня музеи, которые по-настоящему заняты своей работой, которые действительно вкладывают много сил, средств и души в то, чтобы изменить то грустное положение вещей, которое вы описали, предлагают своим посетителям принципиально другой подход. На детские занятия в Музее русского импрессионизма билеты продаются, например, моментально.

Что это за занятия такие?

Юлия Петрова: Как и большинство других музеев, мы предлагаем и маленьким (с четырёх лет), и большим ребятам занятия по восприятию искусства. Экскурсии для маленьких ребят, естественно, не могут превращаться в лекции. Это не тот формат, когда экскурсовод что-то бурчит в углу, а дети переминаются с ноги на ногу. Это совсем иное времяпрепровождение. Экскурсии для малышей – это занятия, в которых дети участвуют активно. Они сочиняют, рассказывают, обсуждают. Им дают почувствовать ароматы того, что изображено на картинах. Например, моря, фруктов или цветов. Они делятся ассоциациями, какими-то своими воспоминаниями и переживаниями. Они рисуют на этих экскурсиях. И дети просят после окончания занятия, чтобы их записали и на следующее занятие. То есть, это совсем не та история, когда с помощью экскурсии в музей можно прогулять школу.

Мне бы хотелось, и это та задача, которую я ставлю перед собой, перед музеем и своими сотрудниками, чтобы спустя 10-15 лет среди нас появилось поколение, для которого ходить в музей – это было нормальным, естественным времяпрепровождением. Не разовая акция раз в году по обещанию посетить нашумевшую выставку, а сходить в музей – это естественное и понятное удовольствие. Как мне представляется, те люди, которые приводят к нам детей, смотрят на эти вещи примерно так же.

Окончание беседы слушайте в записи.

­Гость в студии – директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова

Вечерняя смена. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • "День кинопремьер"
  • "Переспите с этим"

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация