Актуально Власть задумалась о кадрах для медицинских госучреждений

3 февраля 2020, 12:26

Программу ведёт Елена Щедрунова.

Вице-премьер Татьяна Голикова сообщила о том, что в 2020 году в государственную часть здравоохранения планируется привлечь ещё более 9 тысяч врачей и почти 16 тысяч специалистов из числа среднего медицинского персонала. Она говорила в основном про деньги, и нет никакого сомнения, что правительство на эти цели средства выделит и, более того, отправит их в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

С деньгами всё понятно, деньги есть, а где будут брать людей – врачей и средний медицинский персонал?

Евгений Ачкасов: Если говорить о ближайшей перспективе, то, конечно, представить себе сложно. Можно, конечно, попытаться решить вопрос за счёт трудовой миграции, за счёт врачей из других стран или за счёт перепрофилирования врачей более популярных специальностей во врачей дефицитных специальностей, но понятно, что появиться из ниоткуда врачи не могут.

Именно поэтому сейчас зашла речь о привлечении врачей в регионы, где наблюдается дефицит врачей. В крупных городах в этом плане всё более-менее благополучно, устроиться врачом зачастую практически невозможно в мегаполисе, а вот в регионах действительно дефицит врачей на уровне катастрофы. Именно для решения этой задачи предложено увеличить количество целевых мест в ординатурах и при поступлении в медицинские вузы. Такие меры могут дать эффект через 2-3 года. Ведь обучение в ординатуре длится 2-3 года. А если выпускников вузов обучать бесплатно по целевому заказу для регионов, то это может стать одним из механизмов, который поспособствует, чтобы выпускники медвузов действительно оказались в регионах. Потому что та система, которая предлагалась ранее, когда врачам выплачивали миллион на обустройство, чтобы они поехали в регионы, не сработала. Люди в регионы не едут. Раньше в Советском Союзе была хорошая практика распределения выпускников медицинских вузов. Целевой заказ – это не совсем то же самое, но это элемент системы, который может заменить распределение. Это очень хорошее предложение. Оно даже содержалось в послании президента Федеральному собранию. Предполагается установить целевой набор в медвузы от 70 до 75 процентов по разным специальностям. Это колоссальная цифра. Целевой набор подразумевает, что после обучения специальности врача в медвузе человек возвращается на место своего проживания, откуда был как бы заказ на специалиста.

В 2020 году будет выделено на эти цели более 18 млрд рублей, в 2021 году – больше 19 млрд, в 2025 году – 25 млрд рублей. Деньги большие. При этом ни подъёмные, ни сразу предоставляемое жильё людей в регионы не привлекают. Тогда что делать? Может быть, так повысить зарплаты в секторе государственного здравоохранения, чтобы народ за счастье почитал там работать и из частных клиник туда переходил?

Евгений Ачкасов: Конечно, уровень зарплаты – один из ключевых моментов. В этом даже нет сомнений. Если не будет достойного уровня зарплаты, никакие иные механизмы людей не удержат в регионах. Но вообще надо понять, куда деваются выпускники, ведь такое огромное количество медвузов их готовят? Здесь надо сказать, что часть выпускников медицинских вузов не идут в профессию. До 10 процентов выпускников уходят в различные другие отрасли – в парамедицину, в торговые фармацевтические фирмы или вообще уходят из медицины. И, конечно, наша задача их удержать. Не всегда это означает вернуть, нам надо удержать обучающихся, чтобы они не уходили. И тут встаёт вопрос о частной медицине. Сейчас у нас количество частных медицинских организаций очень резко увеличилось, и, конечно, возникает вопрос о качестве оказания там медицинской помощи. Я не говорю, что везде страдает качество, но к очень многим мелким медицинским центрам имеются вопросы. И сейчас нужно проверить условия и качество работы этих частных медицинских центров. И один из механизмов этого – создавать действительно интересные условия, чтобы люди хотели работать в системе государственного и муниципального здравоохранения. То есть, это как бы перераспределение врачебных ресурсов, которые есть.

Но есть ещё один момент, который отличает государственную медицину от частной. Это не только зарплата, но и, например, время на приём одного пациента. Очень многие врачи в муниципальной системе здравоохранения жалуются на то, что им сократили время приёма одного пациента до 8-10 минут. В таких условиях, по их мнению, невозможно работать. Такие условия работы были созданы, потому что врачей не хватает, и когда их станет больше, может быть, всё-таки пересмотрят стандарты приёма пациентов? Или всё так и останется? Многие врачи не хотят просто работать в подобных условиях.

Евгений Ачкасов: Это несколько другая тема. Но совершенно невозможно за короткий период времени (10-15 минут) качественно обследовать пациента. И, конечно, это большая нагрузка. Действительно, эти показатели должны быть пересмотрены. Почему было сокращено время на одного пациента? Потому что в последнее время была проведена, с моей точки зрения, не совсем оптимальная реорганизация здравоохранения, когда было сокращено много и коечного фонда, и самих врачей в регионах. В этом была заложена идеология оптимизации и более рационального использования всего. Но это вышло боком. Если будут возвращены сбалансированные условия работы, а это, наверное, потребует, чтобы врачу выделялось больше времени на приём одного пациента, это повысит качество медпомощи, и мы об этом должны в первую очередь говорить.

­Власть задумалась о кадрах для медицинских госучреждений

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация