Актуально Инвестиции помогут регионам списать долги
Программу ведёт Елена Щедрунова.
Минфин долго думал о том, как помочь регионам списать свои долги федеральному бюджету, который дотационные регионы не оставляет без помощи и всегда выдаёт кредиты, и придумал. Если регионы привлекают инвестиции, на местах открываются предприятия, которые платят налоги в федеральный бюджет, то те налоги, которые эти предприятия платят, будут засчитываться в качестве уплаты части долга региона в федеральный бюджет.
Роман Блинов: Основная цель, которая преследуется российским правительством во главе с господином Мишустиным и Минфином, – это всё-таки стимулировать инвестиционную деятельность регионов и выполнить те нацпроекты, которые есть на данный момент. На кону стоят крайне существенные цифры – свыше 1 трлн рублей.
При этом надо сказать, что бюджеты российских регионов не так уж сильно обременены глобальными долгами. В принципе эта проблема обсуждалась ещё при принятии федерального бюджета на 2020-2022 годы. Даннаянициатива Минфина в принципе не вызывает глобального отторжения. В то же время она характеризует ситуацию, когда главы регионов не слишком сильно преуспевают в развитии малого, среднего и крупного бизнеса в то время, как перед страной стоит планов громадьё в виде нацпроектов. И здесь проявляется некий диссонанс между верхней частью власти, которая законодательно стимулирует всех, и той её частью, которая непосредственно работает на местах (это регионы и главы регионов). Третья часть – это бизнес, который не слишком сильно понимает, как ему вести в данной ситуации.
Федеральная власть помогает регионам, их долги постоянно реструктуризируются, потому что, если бы регионы платили по долгам, как это положено, наверное, регионы бегали бы быстрее за инвесторами. Но поскольку долг постоянно реструктуризируется, растягивается на большее количество лет, выплаты не очень большие. Строго говоря, по этой причине многие губернаторы особо-то и не бегают. Но на что можно обратить внимание в списке регионов, у которых самый большой долг? На Калужскую область. Известно, что Калужская область по части привлечения в регион инвестиционных проектов находится впереди всей страны. Разве нет?
Роман Блинов: Да, это один из тех ярких примеров, которые выставляются на всеобщее обозрение. Но здесь надо понимать, что сами по себе долги не реструктуризируются. Регионы в лице их глав получают дотацию из федерального бюджета на своё существование и могут уплачивать не само тело долга, а в первую очередь проценты по нему. В данном случае я бы сказал, что Калужская губерния –это, наверное, один из тех регионов, который действительно активно привлекает и развивает партнёрство государства и частного бизнеса, создаёт рабочие места, но при этом накапливает долговую нагрузку.
Но в первую очередь во главу угла должны ставиться те местные инициативы, которые создают новые рабочие места, и здесь Минфин и правительство РФ пытаются любыми способами стимулировать инициативу снизу. Да, можно говорить, что за 2018-2019 финансовые годы бюджеты регионов существенно улучшили своё положение и состояние, потому что федеральный бюджет был свёрстан с профицитом и успешно завершён. При всём при этом, даже несмотря на все трансферты из федерального бюджета, регионы стали чувствовать себя лучше. Но вопросы инициативности в деле развития государственно-частного партнёрства для выполнения национальных проектов, создания рабочих мест, зарабатывания денег в виде налогов от реально действующего бизнеса, пока ещё почему-то до конца не решены.
А не связано ли это с тем, что у нас такой губернаторский корпус. Имеются в первую очередь в виду губернаторы, которые очень долго находятся на своих постах. А вот те, кто приходит им на смену, появившиеся молодые губернаторы, которых часто называют "эффективными менеджерами", они уже по-другому мыслят? Или среди них тоже нет особого рвения и бегания за инвесторами?
Роман Блинов: Здесь мы оказываемся в ситуации известной басни Крылова: как бы вы их не пересаживали, играть они не будут, по одной простой причине, что российское законодательство постоянно меняется вплоть до внесения изменений в Конституцию. До тех пор, пока в РФ не будут созданы чёткие и неменяющиеся правила и условия игры для крупного, среднего и мелкого бизнеса, говорить о каких новых идеях рано.
Региональная же власть устанавливает правила игры для бизнеса у себя на территории. Очень многое в данном вопросе зависит от региона?
Роман Блинов: Я никоим образом не пытаюсь приуменьшить роль регионов, но все равно мы должны отдавать себе отчёт в том, что сами по себе регионы и те главы регионов, которые существуют в текущей экономической и политической палитре, не слишком сильно преуспеют. В силу того, а за последние 25 лет у большинства сложилось такое мнение, что эти люди не видят перспективы. Они не обладают, судя по всему, каким-то стратегическим видением, поэтому в данной ситуации говорить о кардинальном изменении картины не приходится. И вот эта отчаянная попытка Минфина стимулировать как угодно и чем угодно регионы и их глав для того, чтобы они наполняли бюджет налоговыми поступлениями от созданных новых юридических лиц, которые занимаются хозяйственной деятельностью на территории России, да, это как бы есть, но это только инициатива, идущая сверху. Насколько она будет жизненной внизу, в регионах, это вопрос. Это касается также и российской инвестиционно-банковской среды. Люди, которые развиваются снизу, из регионов, будь они самозанятыми, индивидуальными предпринимателями, представителями малого и среднего бизнеса, которые захотят расширяться, они придут за денежными средствами, увидят ставки, увидят требования и немного приутихнут. Вот с этого надо начинать, а не с того, что вы нам платите налоги, а мы вам долги спишем. Надо создать условия, и бизнес будет работать.
Инвестиции помогут регионам списать долги