Актуально Увидит ли мир заключение Договора СНВ-4
Программу ведёт Елена Щедрунова.
Договор СНВ-3 о сокращении был подписан в 2010 году. Сейчас его действие истекает. Россия предлагала его пролонгировать, США на это не ответили, и тут прозвучало совершенно неожиданное в этой ситуации заявление представителя российского МИДа о том, что Россия и США исчерпали возможности для продолжения сокращения стратегических наступательных вооружений на двусторонней основе.
Когда российская сторона так говорит, подразумевается, что, помимо ядерных вооружений, которые есть у США и которые США модернизируют и расширяют в обход как бы договора, есть ещё ядерные вооружения у союзников США – Франции и Великобритании. И в этой ситуации бесполезно вести разговор о сокращении СНВ только Россией и только США. Для чего было сделано это заявление?
Виктор Мураховский: В заявлении имеется в виду, что дальнейшее сокращение арсеналов невозможно без учёта арсеналов других ядерных государств и участия их в этом сокращении. Речь не идёт о том, что ограничения не нужны. Они, конечно, нужны, и самое лучшее ограничение – это Договор СНВ-3 и его продление. Но вот дальнейшее сокращение уровней, которые определены Договором СНВ-3, ниже этих уровней возможно уже только при участии других ядерных держав. Вот об этом речь идёт в заявлении МИДа.
Все равно заявление звучит несколько странно. Россия хочет, чтобы Договор СНВ-3 был продлён, но при этом признает, что он в том виде, в каком есть, уже закончился. Так ведь?
Виктор Мураховский: Существующие положения этого Договора нас устраивают. Мы считаем, что они обеспечивают стратегическую стабильность. Но вот что касается предложений, которые регулярно поступают из разных международных источников, да и американцы тоже заявляли о том, что нужны дальнейшие сокращения – ниже уровней этого Договора, то следующий шаг, о чём Россия говорит, уже требует участия других ядерных держав.
Ну и здесь возникают опять спорные вопросы. О каких ядерных державах идёт речь? Потому что у нас официально признанных ядерных государств пять. Но есть ещё державы, фактически обладающие ядерным оружием, но как бы официально не признанные ядерными странами, в том числе есть государства, обладающие межконтинентальными баллистическими ракетами. Я имею в виду Индию и Северную Корею.
А ещё есть Пакистан и Израиль, который не признаёт официально наличия ядерного оружия у себя, но вроде как и не отрицает.
Виктор Мураховский: Я имею в виду обладание ракетами именно межконтинентальной дальности. Из всех этих стран ими обладают фактически только Индия и Северная Корея. Ни Пакистан, ни Израиль такими средствами пока не обладают. Хотя, конечно, тоже могут их создать. И вот здесь, конечно, надо думать о перспективе созыва какой-то конференции фактически ядерных держав и установления хотя бы каких-то общих правил игры.
Кстати, это уже, наверное, нужно будет называть СНВ-4. США вроде бы в принципе это тоже устраивает, они тоже за сокращение стратегических наступательных вооружений, но они решили пойти другим путём. И в этом смысле этот договор будет в каком-то смысле бесполезен, потому что Дональд Трамп накануне пообещал сделать в США чуть ли не лучшие ядерные силы в мире.
Виктор Мураховский: Пока США только собираются их делать. Например, что касается замены межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования "Минитмен", возраст которых свыше 40 лет, к 50 приближается, они планируют только где-то к 2023-2024 годам получить первые образцы межконтинентальных ракет нового поколения. Поэтому заявлять Д. Трамп может что угодно. Но надо понимать, что он в этом случае больше бизнесменом и коммивояжёром работает, потому что близятся выборы.
Теперь что касается, собственно, стратегических ядерных средств. У каждой другой ядерной державы очень специфическая конфигурация своих ядерных средств. Например, у Великобритании всего 4 атомные подводные лодки и 64 ракеты, но они включены в планы применения Стратегического командования США. К тому же, на английских подлодках стоят американские ракеты с американскими ядерными боеголовками. Это только один вопрос.
Франция обладает весьма ограниченным количеством ядерных средств, и можно даже сказать, что обладает нестратегическими ядерными вооружениями. Китай обладает стратегическими ядерными силами. Израиль не обладает, Пакистан не обладает. Индия имеет единичные образцы межконтинентальных баллистических ракет, но не собирается их вроде развёртывать. То есть, пока это предмет для обсуждения по крайней мере на экспертном уровне на протяжении многих месяцев: что и как ограничивать, как контролировать и т.п.
Эксперты обсуждают данную тему? Или пока только бодаются между собой Россия и США по поводу продлевать или не продлевать Договор СНВ-3, а, если продлевать, то как?
Виктор Мураховский: Эксперты и политологи совместно это всё обсуждают только по телевизору и в печатных СМИ, но конкретно никакой площадки для обсуждения нет ни на каком международном уровне.
Получается, что в данном случае речь идёт только о помощнике по нацбезопасности американского президента США, который заявил, что США и Россия скоро начнут переговоры по контролю над вооружениями. С другой стороны, а может быть какие-то другие вооружения имеются в виду?
Виктор Мураховский: Если посмотреть вообще на вооружения, которые влияют на стратегическую стабильность, можно вспомнить и противоракетные системы, и ракеты средней дальности, и американскую концепцию "глобального быстрого удара", по которой они создают межконтинентальную ракету, но с неядерным оснащением. Много чего можно вспомнить. Но что именно имел в виду помощник по нацбезопасности, трудно представить. Особенно, когда это заявление публичное, в печати, а не на экспертном уровне. Обычно на экспертном уровне конкретные списки, параметры и характеристики представляются. Есть, что обсуждать.
Пока с американской стороны мы видим некую демонстрацию намерения, но демонстрацию без всякого содержания.
Виктор Мураховский: Да, именно так дело и обстоит.
В России заявили об исчерпании возможностей Договора СНВ-3