Вечерняя смена О защите животных и сохранении природы
Накануне президент России В. Путин провёл встречу с рабочей группой по подготовке предложений о внесении поправок в основной закон страны. Глава государства, в частности, побеседовал со спортсменом-паралимпийцем из Ростовской области Сергеем Бурлаковым, который выдвинул идею о необходимости внести в Конституцию статью об охране животных.
Среди поправок, предложенных рабочей группой, требование об ответственном обращении с животными. Это позволит защитить диких, сельскохозяйственных, городских и лабораторных животных, а также объединить экоактивистов и повысить престиж России среди других стран.
Тимофей Баженов: Я считаю, что это прекрасная инициатива, и очень хорошо, что Владимир Владимирович Путин поддержал её, потому что у нас люди добрые, зверей любят, стараются не обижать. Но есть и негодяи, которые зверей как раз обижают. И так получается, что вроде в этих спорах силы с точки зрения законодательства были равны. Один хочет обидеть, другой хочет заступиться, и вроде бы ничем эти люди друг от друга не отличаются. На самом деле мы же понимаем, где добро, а где зло. И очень хорошо, что это будет закреплено законодательно, причём в основном законе нашей страны. Животные нуждаются в защите.
Для начала, наверное, в Конституции необходимо прописать определение, что такое животное, потому что сейчас, когда погибают животные при перевозке в самолётах, компенсация потом их владельцам шла как за багаж, по весу багажа. То есть, животные – это ваш багаж.
Тимофей Баженов: К сожалению, с точки зрения действующего законодательства домашние животные – это имущество человека. И человек вправе распорядиться своим имуществом как угодно. Но я бы, честно говоря, смотрел на этот вопрос совсем с другой точки зрения. На самом деле у животных есть душа, такая же, как у человека. Однажды я говорил с одним уважаемым священнослужителем и задал ему вопрос о душе животных: есть она всё-таки у зверей или нет? И он мне сказал, что, конечно, есть. С точки зрения нашей религии православия есть душа.
Чем же тогда человек от животного отличается? А тем, что у человека, кроме души, есть ещё дух, а у животного духа нет. Но я вам хочу сказать, что душа заслуживает уважения, и заступиться за живую душу – это дело сильного и дело умного. Так что прекрасно, что такая инициатива появилась.
Что, по вашему мнению, именно нужно было бы записать в отношении защиты животных в Конституцию?
Тимофей Баженов: Конечно, это виднее законодателям. И законодательный язык гораздо более сух, чем тот, которым мы с вами пользуемся. В первую очередь я бы призвал законодателей регламентировать действия всевозможных экоактивистов и зоозащитников. Дело в том, что сейчас российская социальная сфера наводнена сомнительными гражданами без образования и полномочий, которые нагнетают истерию в обществе, пытаясь выдавать свои часто коммерческие интересы за интересы дикой природы и каких-то домашних животных. В частности, это касается травли цирковых артистов, которых часто обвиняют в том, что они издеваются над животными.
А вы за то, чтобы животные работали в цирке?
Тимофей Баженов: Конечно. И я как человек, имеющий необходимое образование, могу вполне разъяснить почему. Для начала животные в дикой природе живут примерно в три раза меньше, чем в цирке. Это связано в первую очередь с тем, что в цирке звери получают ветеринарное обслуживание, не нуждаются в постоянной охоте, если речь идёт о крупных хищниках, и между ними практически нет конкурентных сражений, которые часто становятся причиной гибели этих животных в дикой природе. Это первое.
Второе. Звери, которые находятся у дрессировщиков, при выпуске в дикую природу, безусловно, погибнут.
И третье. Если говорить, например, о тиграх, то тигры не поступают к дрессировщикам из дикой природы, потому что все виды тигров охраняются Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС). А те, которые работают в цирке, – это гибриды, которые искусственно получены, например, от бенгальских и уссурийских тигров. Таким образом, эти существа в дикой природе не представлены вовсе.
Я ещё раз хочу сказать, что инициатива защитить животных – это прекрасно. И я бы, честно говоря, очистив нашу социальную сферу от плевел в виде всевозможных заграничных НКО, которые берут деньги за то, чтобы истерить в российских социальных сетях и выходить с плакатами к нашим станциям метрополитене, оставил бы настоящих зоозащитников, которые понимают, о чём говорят. Ведь защита животных – это не только защита некоторых биологических одушевлённых объектов, это ещё и защита биоценозов, то есть тех мест, которые исторически для животных являются домами. Это и защита лесов, и защита гор, защита пойм рек, защита вод.
Совсем недавно, кстати, прогремела дальневосточная история про "китовую тюрьму", где касатки и белухи содержались в ненадлежащих условиях. Их отловили для того, чтобы в дальнейшем продать. Как оказалось, подобный бизнес в России был не регламентирован, жёстких законов не было, а в имевшемся законодательстве были дырки и лазейки, позволявшие избегать требования законы. Как вы относитесь к подобному бизнесу, когда по всему миру существуют сотни, если не тысячи аквариумов, где содержатся в неподходящих условиях именно животные, которые выловили в дикой природе?
Тимофей Баженов: На самом деле эта ситуация неоднозначная. И очень хорошо, что российское законодательство будет изменено. Действительно в нём были лазейки, и действительно нехорошие люди гадили животным. Это было. Но справедливости ради должен сказать, что, во-первых, условия содержания животных, которые находились в этой так называемой "китовой тюрьме" и предназначались для поставки в Китай, были неплохими. Это первое.
Второе. Из всех содержавшихся там животных в живых сегодня остались четверо. И живут они очень плохо. Это произошло из-за того, что их отпустили. Если бы их не отпустили, они были бы живы все. Там есть определённые механизмы. Для того чтобы животное стало работать с человеком, его заставляют есть мёртвую рыбу. Мёртвую рыбу здоровые морские млекопитающие не едят. Морское млекопитающее, привыкшее получать мёртвую рыбу, не ест потом живую. Но самое главное, что в стаде существо, которое принимает в пищу мёртвую рыбу, считается отверженным. И те существа, которые приняли этих бывших узников, просто их убили за то, что те брали в рот мертвечину.
Странно, что это не освещается в СМИ.
Тимофей Баженов: Я про это несколько раз рассказывал, когда эта история была популярна.
Что касается отлова, он, конечно, незаконный. Что касается содержания, оно, конечно, незаконное. Но что касается гуманизма, их надо было продолжать содержать и ни в коем случае их нельзя было отпускать. Должен сказать, что абсолютно все дельфинарии во всех странах мира работают только с животными, полученными из дикой природы. Это касается не только развлекательных дельфинариев, но и, например, военных. И в России такие есть. В этих военных дельфинариях преследуются не только спасательные, но и боевые цели, которые хорошо решают морские млекопитающие. У нас есть такая база в Балаклаве, например. И, конечно, эти животные могли бы, например, приносить пользу нашему государству.
В Китае относятся к ним как к товару бездушному, кормят их плохо, действительно лупят. Дело в том, что китайская школа дрессировки сильно отличается от европейской. И в случае, если животное гибнет, его просто заменяют другим. То, что эти животные не будут отлавливаться нами в наших водах не гарантирует того, что представители других государств будут придерживаться тех же норм и правил. Однако хочу сказать, что законы РФ и мною, и нашим государством ставятся выше законов других государств. И я надеюсь, что, особенно после принятия этих поправок в Конституцию, наши соответствующие службы смогут пресечь отлов в наших территориальных водах.
Окончание беседы слушайте в записи.
О защите животных и сохранении природы
Вечерняя смена. Все выпуски
- Все аудио
- "День кинопремьер"
- "Переспите с этим"