Актуально МИД РФ: три условия для улучшения отношений с Европой
Программу ведёт Елена Щедрунова.
Представитель российского МИДа Александр Грушко на конференции в Мюнхене заявил о том, что Европе сначала нужно выполнить три условия, чтобы отношения между Россией и Европой улучшились. Порадовало, что теперь и Россия какие-то свои условия выдвигает. А то всё время нам их выдвигали. Из того, что сказал А. Грушко, некоторые вещи оказались не очень понятны. Он сказал, что улучшение отношений возможно только при изменениях в политике двух ключевых институтов Европы – НАТО и Евросоюза. В частности, он упрекнул Евросоюз за том, что у того нет никакой серьёзной конкретики при выстраивании взаимодействия с российской стороной, сославшись на пять принципов ЕС в отношении Москвы, которые были утверждены Евросоюзом в 2016 году.
В этих принципах, в частности, написано, что улучшение отношений Евросоюза и России возможно после улучшения отношений со странами "Восточного партнёрства" и Центральной Азии. Это касается Евросоюза или России?
Кира Сазонова: Очень противоречивое заявление и очень странные принципы, которые фактически экстраполируют двусторонние отношения России и Евросоюза на общемировые тренды, в том числе с участием евроазиатского региона, США и т.п. Действительно получается, что из российско-европейских отношений выстраивается целая архитектура мира, а поскольку сегодня происходит фрагментация, то, наверное, всё-таки стратегически это неправильно. Действительно самые разные субъекты выстраивают в самых разных конфигурациях отношения между собой.
Ещё в этих пяти принципах – укрепление устойчивости Евросоюза. Так ведь это задача Евросоюза, а не России?
Кира Сазонова: Это как раз популярная и понятная тема, связанная с тем, что якобы Россия вмешивается в выборы везде, где только можно вмешаться, начиная от Австрии и заканчивая Германией. Это касается расхождений по Ближнему Востоку, конфликт в том регионе провоцирует приток мигрантов в тот же Евросоюз. Поэтому как раз эта позиция достаточно прозрачная. И нацелена она на то, скажем так, чтобы снизить влияние России в Европе, хотя, конечно, приятно, что это влияние постулируется, но мне всё-таки кажется, что степень "русского заговора" очень сильно преувеличена и определённая демонизация России происходит в последние годы.
Ещё там есть такие две позиции, как выполнение Минский соглашений и "развитие контактов между людьми и обмен людьми".
Кира Сазонова: Это попытка переложить вину с больной головы на здоровую. Потому что, если говорить про санкционные списки и про ужесточение визового режима, в этом отношении гораздо более лютуют наши европейские партнёры, нежели российская сторона. Поэтому очевидно, что это переворачивание с ног на голову тех самых основополагающих постулатов. На мой взгляд, самое важное находится в конце тех требований, которые российский МИД озвучил. И это как раз связано с тем, что, если бы мы в двусторонних российско-европейских отношениях имели дело только друг с другом, ситуация была ещё хоть как-то контролируема, но, поскольку везде над этими отношениями маячит грозный призрак США, в том числе и в формате НАТО, естественно, очень легко усомниться в самостоятельности тех решений, которые принимают наши европейские коллеги. И это, конечно, огромная проблема.
Но ведь А. Грушко говорил и про НАТО. Он заявил, что НАТО должна перестать фокусироваться на сдерживании России и пытаться вовлечь её в систему безопасности времён "холодной войны". В данном случае он напоминает, что именно НАТО убрала всё контакты с Россией. При этом все понимают, что какие-то вопросы без участия России разрешить невозможно. Более того, А. Грушко упомянул такой термин, как "минихолодная война". Это теперь так будет называться то состояние, в котором Россия находится сегодня в отношениях с Западом?
Кира Сазонова: Существует огромное количество терминов. Я не поклонник термина "холодная война" именно потому, что он сразу вызывает ненужные коннотации с временами идеологического противостояния. Сегодня противостояние не столько в идеологии, сколько в других областях. Совершенно понятно желание обозначить как-то не очень симпатичную конфигурацию, которая сегодня сложилась в многостороннем сотрудничестве. Огромная проблема, повторюсь, из-за того, что здесь есть некая третья сторона, которая не всегда себя афиширует. Имеются в виду США. То же самое касается и НАТО. Очевидно, что внутри НАТО существуют огромные противоречия, начиная с американо-турецких и заканчивая недавними заявлениями того же Э. Макрона о том, что необходимо создавать свою европейской армию. Очевидно, что это намерение вызвано не от хорошей жизни, а потому, что назрели какие-то объективные конфликты внутри самого альянса. Естественно, всё это влияет на отношения с Россией. Потому что, когда сам альянс не очень понимает, против чего он борется, хотя есть объективная потребность в миротворчестве на Ближнем Востоке и в Африке, но при этом действительно пытаются втянуть постсоветское пространство в натовкую орбиту, пытаются зайти за "красные" границы, что в один прекрасный момент вызовет какие-то определённые реакции со стороны РФ и т.д. То, что альянс сегодня занят совершенно не тем, чем, по идее, он должен заниматься, исходя из своего названия, это совершенно очевидно.
МИД РФ: три условия для улучшения отношений с Европой