Актуально Аэропорт Шереметьево может стать полностью частным
Программу ведёт Елена Щедрунова.
В СМИ появилось сообщение о том, что Росимущество получило заявку на покупку оставшихся в руках государства (чуть более 30 процентов) акций аэропорта "Шереметьево". И как-то все пишут, что вроде как эти акции продадут, наверное. Возникает вопрос, много ли в мире подобных крупных аэропортов в частных руках? И что лучше: присутствие государства или всё отдать частнику?
Для чего нужно компании, которая сегодня фактически владеет двумя третями аэропорта "Шереметьево", получить все 100 процентов акций в свои руки?
Фёдор Борисов: Аргументы здесь совершенно понятны. В первую очередь это способность оперативного управления. Когда ты полностью владеешь процессом, когда тебе не нужно огладываться на акционера, у которого на руках блокирующий пакет, у тебя развязаны руки, и ты можешь действовать значительно увереннее и спокойнее и сам выстраивать свою стратегию. Второй момент. Когда мы говорим сегодня об участии государства, мы должны понимать, что это такая полугоскомпания со всеми процедурами, которые присущи госкомпании. И в первую очередь это вопросы закупок, которые чрезмерно бюрократизированы. Иногда и действие законов, которые направлены на предотвращение коррупции, порождают такие издержки, которые страшнее самой коррупции. Поэтому здесь, безусловно, с точки зрения управляемости проекта для акционеров их желание абсолютно понятно и оправдано.
А для пассажиров что лучше?
Фёдор Борисов: Опять-таки опыт показывает, что если у вас есть рынок, если у вас есть частный бизнес, если у вас есть конкуренция, то для пассажира и для любого клиента частная компания предлагает, как правило, более высокого качества товары или способна лучше реагировать на вызовы рынка. Понятно, что аэропорт – достаточно уникальный продукт, и говорить о конкуренции между аэропортами нужно с определёнными оговорками. Но, как известно, ещё в 2019 году ФАС определила, что в Московском авиационном узле конкуренция между аэропортами существует. У нас официально три, а на самом деле четыре пассажирских аэропорта вокруг Москвы, и они конкурируют между собой. Это не абсолютная конкуренция, потому что понятно, что для авиакомпании взять и перелететь из одного аэропорта в другой, это очень серьёзный вызов. Небольшая авиакомпания может сделать это сравнительно быстро. А представить себе перебазирование такой авиакомпании, как "Аэрофлот" или S7, из одного аэропорта в другой, это очень серьёзный для неё вызов.
С другой стороны, для остальных перевозчиков возможность выбора аэропорта есть, для пассажиров тоже есть возможность выбора. "Внуково" сейчас находится в хорошей позиции. После завершения модернизации у аэропорта есть большой задел и с точки зрения удобства доступности аэропорта, что достаточно интересно для пассажиров. "Домодедово" столкнулся с проблемами, связанными с реконструкцией полосы и перрона, но на данный момент эти проблемы решаются, и есть надежда, что в 2020 году эти вопросы буду закрыты, и терминал, который уже построен инвестором, сможет полноценно работать. Соответственно, это тоже будет интересное предложение на рынке. Новые ёмкости по новым ценам. Безусловно, конкуренция между аэропортами есть, и в этом отношении нельзя сказать, что акционеры, которые возьмут этот актив полностью, будут почивать на лаврах, потому что им придётся что-то предлагать.
Кроме того, "Аэрофлот" конкурирует в мире с другими авиакомпаниями. Стоит задача развивать международный хаб в "Шереметьево", чтобы увеличить объём перевозок на международном трансфере. То есть, это люди, которые летят из Европы на Дальний Восток с посадкой в России. Это очень прибыльный и интересный сегмент. Поэтому в этом отношении и "Аэрофлот" как-то почивать на лаврах аэропорту "Шереметьево" не даст.
Я бы оценил, что риск того, что процесс как-то затормозится и превратится просто в извлечении ренты, как невысокий. Есть всё-таки достаточно много стимулов для развития. Кроме того, и планов у "Шереметьево", и уже сделанных инвестиций очень много.
А у "Домодедово", "Внуково" и "Жуковский" какая форма собственности?
Фёдор Борисов: Операторы аэропорта – это частные компании. Там в разной форме собственность, но она частная. При этом "Шереметьево" уже ушёл в концессию, это, по сути, управление целиком. В данном случае концессионер отвечает и за всю инфраструктуру, связанную с плоскостными сооружениями, со взлётно-посадочными полосами, с рулёжными дорожками, с перронами. В остальных аэропортах концессия пока не заключена, но процесс идёт. На это, скорее всего, и они будут выходить, потому что у аэропортов "Внуково" и "Домодедово" (кроме "Жуковского", потому что этот аэропорт совместного базирования) перспективы концессии достаточно хорошие. Это было бы правильно в ситуации, когда ты оператор и вроде бы управляешь аэропортом, но при этом аэродром тебе не принадлежит. Ситуация, когда ты – хозяин терминала, но не аэродрома, на самом деле не очень комфортна с точки зрения развития. Поэтому там, где можно уходить в концессии, где есть для этого экономические и правовые основания, это правильный путь. Ну и в целом надо сказать, что частные деньги аэропортовые хозяйства преобразили очень здорово. Посмотрите на аэропорты регионов, которые крупные инвесторы не только покупают, но и строят с нуля новые аэропорты. Люди получают совершенно другой уровень комфорта, другие возможности. Авиакомпании тоже получают новые для себя возможности.
Аэропорт Шереметьево может стать полностью частным