Актуально На ЦБ надейся, но сам не плошай

20 февраля 2020, 12:21

Программу ведёт Елена Щедрунова.

Центральный банк России рассказал, что в 2019 году у клиентов российских банков было похищено больше 6 млрд рублей.

С одной стороны, ЦБ упирает на методы социальной инженерии, с помощью которой мошенники крадут деньги, прежде всего, у физических лиц, хотя и у юридических тоже, но при этом главными рисками называет плохую работу банковской системы и сотрудников банков.

Роман Блинов: Понятно, что ЦБ должен иметь какой-то громоотвод от себя, и в данном случае это утверждение выглядит именно так. Кроме того, Центральный банк упирает на то, что те денежные средства, которые так или иначе были похищены у юридических и физических лиц, это деньги, которые были похищены с использованием глобальной сети Интернет, а хищения денег у частных лиц происходят в первую очередь через мошеннические схемы с карточными сервисами и с покупками наших граждан за рубежом с использованием счетов в Интернете. Причём в последнее время отмечает ЦБ, мошенники часто начали орудовать из-за рубежа с западных сервисов, находящихся вне пределов РФ, что достаточно спорно. Но ЦБ не может признать, что за последние 15 лет он абсолютно развалил инвестиционную банковскую среду и что всё, что происходит, включая воровство с карточных счетов юридических и физических лиц, слив баз данных российских частных лиц из банковской среды, это в принципе тоже дело регулятора, лежит на его плечах. Поэтому будет виноват кто угодно, но не ЦБ.

Центральный банк не может указать руководству того или иного коммерческого банка, чтобы те, во-первых, правильно подбирали персонал, а, во-вторых, следили за действиями этого самого персонала. Ещё Сбербанку может быть, потому что у ЦБ там контрольный пакет, но всем остальным частным банкам, откуда тоже сливается информация, ЦБ должен что ли приставов присылать, чтобы те следили за действиями сотрудников банков?

Роман Блинов: Сегодня в России нет, по большому счёту, широкой банковской среды. В стране есть 20-30-40-50 крупнейших банков, в которых и варится основная денежная масса российских клиентов, которых Центральный банк загнал именно в эти 50 или 100 банков. Простите, но как вы можете оценить квалификацию тех же специалистов банковской среды, которые покупаются за 30 тысяч рублей оклада?

Неужели банк не может выстроить некие технологические системы, которые не позволили бы делать подобные сливы, чтобы невозможно было скопировать данные, которые есть на вашем рабочем компьютере?

Роман Блинов: Как бывший член совета директоров реальной инвестиционной и управляющей компании скажу, что они быть может и были бы рады это сделать, но это затраты, который нужно чем-то окупать. А при всё более и более возрастающих затратах и регулятивной нагрузке у российских юридических лиц, которые работают в инвестиционно-банковской среде, в принципе не всегда есть возможность сделать свои IT-сервисы и службы безопасности, включая экономическую безопасность, такими, какие они в Европе. В данном случае я не готов обвинять рядовых менеджеров, которые сидят в РКО и работают с базой данных. Здесь принцип такой, каков поп, таков и приход. Поэтому все вопросы надо адресовать к бизнес-сообществу. Но у них есть регулятор, и он должен работать.

Эксперты говорят, что, если даже человек сообщил кому-то данные, которые не должен был сообщать, потом приходит в себя и буквально через несколько минут звонит в банк и говорит, что только что от его имени провели транзакцию, но она неправильная, банк не только не остановит эту транзакцию, но и даже деньги не возвращает. Это так?

Роман Блинов: Существует много разных спорных случаев. По многим фактам хищения или мошенничества в интернет-среде многие банки действительно проводили операции по возврату этих средств. И это был большой плюс службе экономической безопасности отдельно взятого того или иного банка. Но я бы сказал, что деятельность Центрального банка по сокращению инвестиционно-банковского поля России приводит к тому, что россияне очень часто теряют свои денежные средства, которые превышают 1 млн 400 тысяч рублей, возврат которых гарантируется АСВ. А если у людей на счетах лежит больше денег, то кто по большому счёту у них эти деньги украл? Ведь в этом случае не все деньги людям возвращаются.

Вы имеет в виду случаи, когда не компенсируются вклады в банках сверх этой суммы, когда те становятся банкротами?

Роман Блинов: Да. И вопрос интересный. Мы обсуждаем мошенничества в отношении людей, который совокупно равны сумме в 6-10 млрд рублей, а вот сколько своих денег недополучили за 10 лет те граждане, у которых суммы на вкладах были больше 1 млн 400 тысяч рублей?

Но граждан же предупреждали, чтобы они не клали в банки, если те не надёжны, больше 1 млн 400 тысяч рублей своих средств. А когда люди для себя решают, что они как из "МММ" успеют выскочить, то это уже проблема этих людей?

Роман Блинов: Всё-таки у нас есть регулятор, который выдаёт банкам лицензии. И здесь не должно быть как с недвижимостью. Например, вы купили недвижимость, но почему-то её у вас отбирают, потому что её неправильно вам отчуждали. И вина ваша лишь в том, что вам выдали свидетельство о регистрации права собственности.

­ЦБ об основных приёмах мошенников, похищающих деньги у граждан

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация