Вечерняя смена Профессию педагога всё чаще называют одной из самых опасных

25 февраля 2020, 20:10

Программу ведут Ольга Максимова и Дмитрий Чернов.

В Екатеринбурге старшеклассник напал на пожилого учителя: пришлось вызывать "скорую". В Псковской области ученик ударил и повалил преподавателя на пол. В Москве школьник стал буянить и распускать руки прямо на уроке физики…

Общероссийский профсоюз образования разработал законопроект, серьёзно ужесточающий ответственность родителей за то, что их дети издеваются над учителями. Профессия учителя стала очень травматичной, и мало кто захочет сегодня посвящать всю свою жизнь этой профессии, в которой могут и обидеть, и оскорбить, снять на видео и выложить в Интернет, и вообще регулярно доводить до ручки. Поэтому разработанный законопроект предлагает ввести штрафы для родителей. Если ребёнок оскорбляет педагога, штраф до 5 тысяч рублей. Если родители не надлежаще исполняют свои обязанности, штраф предлагается увеличить в 6 раз – с 500 рублей до 3000 рублей. Рекомендуются и поправки в Уголовный кодекс. За нападение и насильственные действия ребёнка в отношении педагогов – лишение свободы родителей до 3 лет.

Честно говоря, мне кажется, что в основном так ведут себя дети, которым родители оказывают недостаточное внимание, недостаточный уход, заботу и интерес к ним. И чаще всего это достаточно маргинальные семьи. И откуда у них возьмутся деньги в размере 3 тысяч рублей за то, чтобы платить штрафы? Не уверена, что они с лёгкостью их найдут. А если не найдут, то заставят найти.

В Комитете Госдумы по образованию и науке начали разработку ещё одного законопроекта в защиту учителя. Его рабочее название – "О статусе педагога". В него предполагается включить определённые льготы. И как рассказала зампред профильного комитета Любовь Духанина, предложения в этот законопроект поступают уже со всей страны.

Понятно, что этот документ действительно нужен. Понятно, что надо как-то начинать и защищать учителя со всех сторон. И что поменяется, по сути, после того, как этот законопроект "О статусе педагога" будет принят?

Любовь Духанина: Поступающие предложения самые разные. Они содержат в себе как механизмы защиты педагога, так и дополнительные социальные гарантии, в качестве которых педагоги предлагают, например, внести такое право, чтобы дети обучались в той школе, где работают сами педагоги. Воспитатели детских садов обращаются с просьбой закрепить за ними право, чтобы их дети ходили в те детские сады, в которых родители работают. Это, конечно, даёт им возможность, идя на работу, вести с собой ребёнка. В настоящий момент, когда поднимается вопрос о регуляторной гильотине, будет отменяться ряд документов. Педагоги просят сохранить те социальные гарантии, которые есть сегодня. Это 56-дневный отпуск и пенсия по выслуге лет.

Что касается взаимной ответственности, то, к сожалению, этот вопрос действительно возник и развивается с каждым днём всё сильнее, потому что всё чаще возникают проблемные, конфликтные ситуации, которые связаны не только с взаимоотношениями учителя и ребёнка, но и ребёнка и родителей, родителей и школы. Если раньше с детского возрасты мы учили детей, как себя вести, что такое хорошо и что такое плохо, то сегодня мы, наверное, вместе с родителями уделяем недостаточно внимания объяснению ребёнку, что такое правила хорошего тона, как достойно вести себя в общественном учреждении, а школа – это всё-таки общественный, социальный институт. И мы не учим и не стремимся друг друга услышать.

Мне, например, в детстве никто никогда не объяснял в семье, как надо себя вести в школе. Я точно знал, что школа – это то место, где особо не забалуешь. Более того, у учителя был статус человека, который обладал безусловным уважением. Сейчас, надо сказать, этот статус очень сильно поменялся.

Любовь Духанина: Надо понять причины изменения статуса учителя. Во-первых, если не брать крупные города, то сегодня социальное положение учителя всё-таки значительно ниже, чем средний социальный уровень работников. Требования при этом реально возросли к учителю, потому что возрастают требования к качеству образования. И учителю, который работает на полторы-две ставки, не хватает времени, чтобы где-то повысить свою квалификацию. Думаю, что это следствие сразу нескольких происходящих одновременно процессов. Ведь никогда ранее нельзя было от родителя услышать подсказку, как недостойно вести себя по отношению к учителю, а сейчас такое возможно. И над этим тоже надо работать. Отсюда и возникла тема введения штрафов об ответственности родителей за поведение ребёнка в школе. Потому что ответственность за воспитание и образование по закону об образовании лежит на родителях. Но также ответственность лежит на школе. Кстати, опрос родителей показал, что 70 процентов родителей не снимают с себя ответственности.

Ирина Волынец: Конечно, это очень актуальная проблема и, конечно, хотелось бы сделать всё, чтобы обезопасить наших дорогих и уважаемых учителей. Но мне кажется, если мы сейчас будем штрафовать, а уж тем более лишать свободы родителей, то мы эту проблему загоним ещё дальше, и пропасть, которая сейчас, к сожалению, сформировалась между семьёй и школой, между родителями и учителями, мы ещё больше расширим, углубим и получим новых стукачей в лице учителей, потому что они будут виновны в том, что семьи будут нести материальные издержки или, не дай бог, родителей посадят в тюрьму. Считаю, что не нужно ещё больше эту проблему расширять с помощью внедрения в действующее законодательство этой инициативы, потому что существующих регламентов на самом деле достаточно для того, чтобы наказывать виновных. У нас в стране уголовная ответственность начинается уже с 14 лет. Если нанесён действительно какой-то ущерб здоровью учителя или, не дай бог, какие-то тяжёлые увечья, то подросток оказывается в колонии для несовершеннолетних. Либо в случае нанесения более лёгких телесных повреждений он получает условный срок. Если он замечен в дурной компании, если что-то с ним не так, он вполне может оказаться на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних без совершения преступления, что тоже является не только пятном позора для семьи, но и пятном на всю жизнь для этого человека, для этого ребёнка. Потому что это самое страшное наказание для родителей.

Много ли вам известно историй, когда родителям было стыдно за поведение своих детей в школе по отношению к учителям, к своим сверстникам?

Ирина Волынец: Да, знаю такие истории. Мои дети, четверо школьников, учатся все в разных школах. И были разные ситуации, когда, допустим, нас приглашали на внеочередное родительское собрание, потому что какие-то подростки где-то оступились, и я видела, что их родители сидели, опустив низко голову, и видела, что этим людям было стыдно, и они были готовы предпринять какие-то действия для того, чтобы максимально разрулить проблему. И вообще мне кажется, понятно, что не все семьи являются благополучным. Причём мы говорим не только о материальном благополучии, а, прежде всего, о психологическом комфорте. Когда в семье всё хорошо, то в большинстве случаев и ребёнок ведёт себя адекватно, он не агрессивен не только по отношению к учителям, потому что учителя – это всего лишь часть окружающих их людей, но и по отношению к сверстникам, по отношению к животным. Если ребёнок испытывает негатив, проявляющийся в агрессии, которая в большинстве случаев идёт от семьи, то он и транслирует этот негатив на окружающий мир. С такой семьёй надо работать, ей нужно помогать.

По факту в школах ученики перестали учителей бояться. Раньше учителей боялись, а сегодня этот страх абсолютно потерян. Сейчас учителя боятся родителей, потому что родители могут на них пожаловаться и лишить работы.

Любовь Духанина: Мне понравился вопрос, а много ли можно увидеть родителей, которым стыдно за поведение их ребёнка. Ирина Владимировна абсолютно права, когда говорит о том, что если есть психологический комфорт в семье, в школе, то тогда не возникает конфликтов. Это действительно так. Но проблема возникает в ситуации, когда возникают разные позиции между точкой зрения учителя и позицией родителей.

Ведь действительно, когда дети приходят в первый класс, им учитель начинает рассказывать о правилах поведения в школе, объяснять их и т.д. Но когда позиция родителей и позиция школы по какому-то вопросу начинают расходиться, то сначала начинает уходить психологический комфорт, а затем он превращается в конфликт. Да, нужно с этим работать. И для этого есть инструменты, в том числе и законодательные. Это комиссия по урегулированию конфликтов в школах. Есть такой механизм, как медиация. Но мы не развиваем пока эти механизмы активно. Очевидно, что нужно увеличивать количество психологов в школе, которые могли бы оказывать поддержку учителям, а не только детям, подсказывая им какие-то различные инструменты, как в этой ситуации действовать. Думаю, что это правильное направление.

Окончание беседы слушайте в записи.

­Профессию педагога всё чаще называют одной из самых опасных

Вечерняя смена. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • "День кинопремьер"
  • "Переспите с этим"

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация