Картинка

Вечерняя смена В. Сурков об Украине и конфликте в Донбассе

26 февраля 2020, 20:10

Персоны

В. Сурков занимал пост помощника президента России с 20 сентября 2013 года. В последние годы в его компетенцию входили вопросы, связанные с урегулированием ситуации на Украине.

Эксперт – руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития Игорь Владимирович Шатров.

При чтении интервью создаётся ощущение, что интонации у Владислава Юрьевича своеобразные, что как будто там временами был и троллинг, и проскакивало, что как будто задеты и какие-то чувства. И что много в интервью недосказанности. У вас не возникло такого ощущения? Особенно когда речь шла о причинах отставки. Не прозвучало прямого ответа, только одни намёки.

Игорь Шатров: В. Сурков себе верен. Много мыслей возникает и по поводу того, что же он не сказал, и по поводу тех же намёков. Не меньше мыслей возникает и по поводу того, что он сказал. Это гениальный человек, на самом деле явление, причём во многих сферах. И в политтехнологиях, и в политологии, и в литературе, и в музыке. Мы знаем, что это очень многогранная личность. Поэтому интервью это является произведением искусства. Я сомневаюсь только в одном – что это было смс-интервью. Может он и отвечал на смс, но до этого текст он написал, потому что там очень всё продумано, особенно в плане того, как бы не сказать лишнего, и в то же время не соврать.

В этом интервью, конечно, чувствуется боль от невозможности участия в тех процессах, которые под кураторством Владислава Юрьевича происходили. Он напомнил о том, как пришёл к теме Украины, как благодарен Путину за то, что ему доверили этот вопрос. И он предвидел, что ситуация будет развиваться таким катастрофическим образом, и, как мог, ситуацию пытался выправить и сделать всё для того, чтобы она вообще не свалилась в штопор. И я чувствую, что он настолько глубоко в украинскую проблематику вошёл, что даже, наверное, из внутриполитических тем вышел, а вот Украина стала для него просто смыслом жизни.

У него несколько раз прозвучала фраза "изменился контекст"...

Игорь Шатров: Загадка. Ведь мы же слышим официальную версию, что ничего не изменилось. Знаете, что произошло, по большому счёту? И Песков прав, когда, комментируя Суркова, говорит, что всё осталось, как прежде, наши позиции не изменились, Минские соглашения и т.д. И Сурков не лжёт уж точно, когда говорит, что изменился контекст. Дело в том, что сами процессы, которые происходили, изменили этот контекст. Одно дело – это ДНР и ЛНР в начале событий. И другое дело сейчас, когда там, по большому счёту, строится государственность. Там действительно та самая рутина, которую, как мы видим, не любит Сурков. Он же сказал, что не любит рутину. Пять лет, и ему надо что-то новое. Ситуация в Донбассе перешла в рутинную фазу, и, наверное, сваливание её в штопор, превращение в новый этап войны – это никому не нужно. Это понимает Сурков, понимает, что впереди рутина, что впереди долгие годы существования непризнанных государств ДНР и ЛНР, строительства ими, несмотря на непризнание, полноценной государственности и т.д. И это уже не для Суркова. Нет того драйва, который он получает в нестандартной ситуации. А тогда, конечно, ситуация была и трагической и печальной, но не стандартной уж точно. Сурков – политический менеджер высшего класса, кризисный менеджер, который способен разруливать серьёзные политические кризисы.

Вернётся В. Сурков обратно или не вернётся? И в каком ключе он может вернуться?

Игорь Шатров: С кем мы только сегодня об этом ни говорили! Нет, действительно Владислав Юрьевич в своём репертуаре. Он заставил говорить о себе, фактически не появившись на публике, а только дав интервью. Думаю, что мы в данном случае должны доверять Владиславу Юрьевичу, который сказал, что не хочет работать на государственной службе. Наверное, опять потому, что изменился контекст в целом. Много стало рутины, много стало вещей, которые надо делать от и до. Это не для Суркова. Я думаю, что он будет востребован как крупный серьёзный эксперт политических процессов и будет присутствовать в какой-то крупной исследовательской негосударственной организации, с которой государство, конечно, будет работать и сотрудничать. Потому что раскидываться опытом и знаниями В. Суркова никто не собирается. Мы видим, что нет каких-то серьёзных противоречий. Условно говоря, В. Сурков не уволен за какой-то провал. Он просто посчитал, что он на этом месте сам себя больше не может реализовать. С этим согласились его начальники, и с ним будут сотрудничать так же, как сотрудничали в той позиции, в которой он находился.

В. Сурков по отношению к Украине позволил себе в интервью не очень политкорректные выражения.

Игорь Шатров: Я вынужден был в "Фейсбуке", публикуя одно слово, даже поставить точки, потому что за это слово в "Фейсбуке" блокируют просто. Это слово начинается на букву "х" и заканчивается на букву "ы".

Ещё он использовал слово "укрооптимист". Или вот такую цитату: "Принуждение силой к братским отношениям – единственный метод, исторически доказавший эффективность на украинском направлении. Не думаю, что будет изобретён какой-то другой".

Игорь Шатров: Понимаете, в чём сейчас преимущество В. Суркова? Опять же об этом сказал Песков по-своему. Он не назвал это преимуществом, а просто сказал, что Сурков – свободный гражданин РФ, не находящийся на государственной службе, который может высказывать своё мнение. В. Сурков сейчас свободен от определённых обязательств. И он может говорить то, что думает. По большому счёту, то, что сказал В. Сурков о ситуации на Украине, это правда. О ситуации на Украине, вокруг Украины. Вот с этой правдой, с этой реальностью политикам, используя дипломатический язык, этикет, какие-то нормы, приходится работать. И очень сложно работать, соблюдая все нормы и правила, если другая сторона их не соблюдает. По большому счёту, об этом В. Сурков прямо и сказал, как на самом деле обстоят дела.

А оптимист он в том плане, что мы обречены жить вместе. И он это тоже понимает, погрузившись на несколько лет в эту проблему, увидев героев Донбасса, он называет народом-героем, всех тех, кто на Донбассе, и понимая, какие украинцы с другой стороны, понимая, о чём думает реально народ, а не украинские политики, он приходит к такому выводу, который стал его убеждением, что рано или поздно мы вновь будем дружны, но сейчас, конечно, очень сложный и длительный период нам предстоит пройти.

Ещё речь шла о независимости местного самоуправления от госвласти. "Ведь все знают, что нет ни экономических, ни социальных, ни психологических предпосылок для такой независимости. Любого губернатора спроси, он скажет, что давно пора встроить муниципалитеты в общую вертикаль госуправления и прекратить заниматься профанацией ради видимости евроценностей". А мы также знаем, что про муниципалитеты сейчас ведётся очень много разговоров в связи с поправками в Конституцию.

Игорь Шатров: Про местное самоуправление тоже правда. Мне, как человеку, который несколько лет специально посвятил этому вопросу, чтобы изучить, поработал в одном из муниципалитетов советником мэра, как никому тоже понятно, что, на самом деле подписав предложенную нам Западом Хартия местного самоуправления и выделив местное самоуправление или муниципальную власть из системы государственной власти, мы тем самым подписали политический приговор этой части нашей системы управления. Потому что она, не имея формально государственных рычагов, была перед гражданами ответственна за всё, получала сполна и не могла исправить ситуацию никак. В итоге проблемы не решались, а мы постоянно являлись свидетелями череды скандалов в муниципалитетах и арестов мэров. Если губернаторов было всего несколько за последние годы, то мэров по тюрьмам и ссылкам – сотни и тысячи по РФ за годы существования новой России. Потому что эта система власти из-за своей специфики привлекала самых отъявленных авантюристов, прохиндеев, воров и часто преступников. В итоге часто эта ситуация заканчивалась для них тюрьмой, но при этом терялись огромные средства, разворовывались бюджеты и т.д. Всё потому, что местное самоуправление не имело формально возможности для пополнения собственных бюджетов, оно постоянно ходило с протянутой рукой к региональной власти, и выпрошенные деньги потом успешно рассовывались по карманам, а спросить часто было нельзя. Потому что это выведенная из вертикали государственной власти система. Она нам была навязана извне. У нас есть возможность выскочить из этой западни, если в Конституции появится положение о примате российских законов над международными нормами. Думаю, что мы каким-то образом разрубим этот Гордиев узел.

Окончание беседы слушайте в записи.

­В. Сурков об Украине и конфликте в Донбассе

Программу ведёт Ольга Максимова и Дмитрий Чернов.

Вечерняя смена. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • "День кинопремьер"
  • "Переспите с этим"

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация