Актуально Глава Сбербанка обрисовал своё видение рынка труда в будущем

5 марта 2020, 12:27

Программу ведёт Елена Щедрунова.

• Глава Сбербанка Герман Греф очень любит рассуждать о будущем, давать прогнозы, советы и т.п. На днях он рассуждал на тему профессий будущего. Из того, что он наговорил, можно понять, что надо забыть про все рабочие специальности, которые сейчас хотят возродить, но сделать до конца не могут, потому что, если человек не владеет навыками общения с искусственным интеллектом, то всё, прощай хорошая работа, достойная зарплата и т.п.

По словам Германа Грефа, простые специальности с помощью искусственного интеллекта скоро будут выключены из списка профессий. Под простыми специальностями понимаются токари, слесари, сантехники и т.д. По мысли главы Сбербанка, не будут они в будущем нужны. При этом мы сейчас сталкиваемся с последствиями тех же идей, которые были в 90-х. Что рабочие профессии не уважаемы, поэтому идите все в институты. В итоге страна не имеет квалифицированной рабочей силы. Герман Греф опять про это?

Михаил Черныш: Герман Оскарович любит примерять на себя одежды футуролога и очень любит какие-то фантазии по поводу того, что будет в будущем. Иногда эти фантазии обходятся дорого самому Сбербанку. Как известно, он хотел заменить всех юристов роботами и якобы кого-то заменил, но в результате Сбербанк понёс серьёзные потери примерно на 1 млрд рублей. Такая получилась ситуация на практике.

Что касается прогнозов, то они, как правило, и это знают хорошо социологи и экономисты, имеют условный характер. Мы очень плохо представляем себе будущее. Кроме того, ещё и потому, что любые прогнозы уже сами по себе влияют на то, каким это будущее будет, как оно будет складываться. Мы делаем какой-то прогноз, а какие-то люди решают, что они теперь пойдут и будут работать там-то и там-то, и таким образом этот прогноз становится самосбывающимся. То есть, некоторое количество людей получат какую-то специальность, но потом обнаружится, что эта специальность никому не нужна. Потому что на самом деле то будущее, о котором говорит Герман Греф или ещё кто-то, оно, попросту говоря, не сбудется. Я не думаю, что мы в ближайшее время сможем освободиться от простых специальностей, что мы не будем приглашать сантехников, а вместо них к нам домой будут приходить роботы.

Или у нас будет такая сантехника, что она будет заниматься самопочинкой. Тем не менее вы согласны с тезисом Г. Грефа о том, что владеть технологиями искусственного интеллекта должен каждый человек, чем бы он ни занимался?

Михаил Черныш: Вы знаете, что такое владеть технологиями искусственного интеллекта? Я не знаю. Владеть компьютером – пожалуйста. Но искусственный интеллект на то и интеллект, чтобы он мог подстраиваться к человеку, а не человек к нему. Получается, что искусственный интеллект – это господин, а мы должны под него подстраиваться и чем-то там владеть. Разработка искусственного интеллекта, программ, которые обладают некоторыми признаками интеллекта, как раз заключается в том, чтобы сделать их не господином, а слугой, чтобы они брали на себя какие-то задачи, которые мы не в состоянии решать или не хотим решать. Вот, собственно, в этом состоит их задача. Чтобы они помогали, а не господствовали. А по Грефу получается, что люди должны под искусственный интеллект подстраиваться. Будет раса программных господ, а люди должны как-то к ним подстраиваться. Это довольно странный тезис.

Герман Греф привёл специальности, которые будут в будущем востребованы. Это инженеры-биомедики, инженеры виртуальной реальности, инженеры-робототехники, нано-инженеры и т.п. Во многих специальностях звучит слово "инженер". Правильно ли я понимаю, что всё-таки, если молодые люди задумываются о том, какую выбрать себе профессию, им имеет смысл пойти на какую-то инженерную специальность, потому что, имея базовые знания, потом всегда можно, наверное, будучи хорошим инженером или получив хорошее инженерное образование, при желании стать инженером виртуальной реальности? Или не так всё просто?

Михаил Черныш: Имея хорошее базовое образование, можно стать кем угодно. Потому что мозги позволяют нам адаптироваться, приспосабливаться к текущей ситуации. Имея хорошее инженерное математическое образование, многие люди в начале 90-х годов стали неплохими продавцами и менеджерами крупных предприятий. Поэтому понятно, что иметь хорошее образование – это всегда преимущество. Но что касается того списка профессий, которые назвал Герман Греф, я не понимаю, о чём он говорит. Я не понимаю, о какой стране он говорит. Дело в том, что в настоящее время на 10 тысяч работников в России приходится меньше одного робота.

Но Г. Греф же совсем про будущее...

Михаил Черныш: В Южной Корее примерно 600 роботов на 10 тысяч работников, в Японии – 400, а в России – 1. То есть, у нас на самом деле всё, что связано с высокой производительностью труда, со всеми этими замечательными машинами, которые должны брать на себя тяжёлые задачи и решать их в ходе производства, обстоит не очень хорошо. У нас производительность труда практически не растёт, и машины эти не внедряются. Спрашивается, если сейчас люди будут выбирать профессию "инженер" и пойдут, например, в нано-инженеры, то где и кем они будут работать?

В "Сколково"будут работать или в РОСНАНО.

Михаил Черныш: В РОСНАНО все места уже заняты. Поэтому я не думаю, что они будут работать в РОСНАНО или где-то ещё. Я пока ничего не слышал о массовом внедрении нанотехнологий. Этого не происходит. Я ничего не слышал о внедрении в России робототехники везде, где только можно. Роботов у нас очень мало, и я не понимаю, как это можно изменить в ближайшей перспективе. В перспективе поступление на рынок труда значительных масс молодых работников. И я не знаю, чем они будут заниматься, эти наноинженеры в отсутствие нанотехнологий в экономике.

­Глава Сбербанка обрисовал свое видение рынка труда в будущем

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация