Вечерняя смена Госдума проголосовала за реформу ОСАГО
Программу ведут Ольга Максимова и Дмитрий Чернов.
Основной принцип законопроекта, который прошёл 12 марта первое чтение, звучит так: для добросовестных водителей ОСАГО всё-таки подешевеет, а для лихачей – подорожает. Но как-то слабо верится, что всем лихачам придётся платить за ОСАГО дороже. А если даже и придётся, то не намного, потому что все лихачи, как известно, люди не самые бедные. Что скажете? И как будут зачислять водителей в лихачи?
Максим Егоров: То, что я понял из новой директивы, которую намерены ввести, они хотят привязать добровольное страхование (хотя оно на самом деле добровольно-принудительное, потому что купил машину, будь добр застраховаться) непосредственно к стилю вождения водителя. То есть, к тому количеству нарушений, которые тот делает. Сейчас пока идёт разговор о том, что это будут какие-то злостные нарушения – превышение скорости свыше 60 км в час, вождение в нетрезвом виде и прочее, но, как мне кажется, это какой-то странный коэффициент, перемножающий одно на другое. Полис ОСАГО всё-таки страхует автомобиль непосредственно от дорожно-транспортного происшествия, чтобы непосредственно страховая компания несла расходы по восстановлению машины человеку, который не виновен в ДТП. То есть, это некий коэффициент сохранности и ответственности сторон друг перед другом на дороге, если что-то произошло.
За то, что человек не очень аккуратно водит, превышает скорость и прочее, на мой взгляд, предусмотрены штрафы за превышение скорости, за вождение в нетрезвом виде и т.д. А здесь получается, что ты так или иначе получишь штраф или какое-то другое наказание за то, что ты лихачишь, но от этого ещё будет зависеть и стоимость твоего полиса.
Раньше система ОСАГО работала достаточно логично. Как известно, ОСАГО страхует от повреждения чужого автомобиля. Если прилежный водитель ездит без ДТП, то он просто платит энную сумму, и у него каждый год происходит накапливание некой скидочной суммы в процентах от базовой стоимости ОСАГО. А у тех, кто виновен в авариях, коэффициент действительно растёт. Оно и понятно, потому что есть прямая связь. Человек нарушает, регулярно попадает в ДТП – тариф за ОСАГО у него растёт, он платит и как-то компенсирует расходы страховой компании. А если человек просто нарушает, то он за это тоже несёт наказание. И вот получается, что за одно и то же предусматривается как бы двойное наказание, причём оба раза в рублях. Понятно, с какой целью это делается, но я не вижу в этом предложении какой-либо логики. Почти каждому водителю иногда прилетают "письма счастья", которые он оплачивает. И никто не может ему дать гарантии, что через некоторое время такого водителя не приравняют к плохим водителям, которые вовсю лихачат.
Ещё одна важная деталь. Страховщики при расчёте цены полиса учтут, юридическому или физическому лицу принадлежит автомобиль, используется ли он для бытовых целей или для бизнеса. Вообще, кто таксует, тот больше ездит по дорогам и больше попадает в ДТП. По справедливости он должен и платить больше. Мне кажется, что впервые за всю историю ОСАГО об этом, наконец, заговорили. Для меня всегда было интересно следующее. Я очень редко сажусь за руль собственного автомобиля, езжу мало, моя машина стоит больше, чем я её использую. Но плачу я те же самые деньги, что и дядя Ваня, который бомбит каждый вечер. Ведь полис ОСАГО у него стоит те же самые деньги.
Максим Егоров: Я не смогу сейчас предложить чёткого решения, как эту тонкую грань преодолеть. Действительно есть люди, которые используют автомобиль мало. Думаю, что нужно в систему ОСАГО вносить некую поправку. Сейчас много автомобилистов, которые используют автомобиль исключительно в весенне-летний сезон три-четыре месяца. И здесь действительно есть проблема, что, если ты страхуешься на полгода или на год, стоимость ОСАГО практически одинаковая. Я бы пересмотрел тарифную сетку для людей, которые не ездят круглый год, а ездят 3-4 месяца, чтобы стоимость ОСАГО для них пропорционально и адекватно менялась. Но вот если кто-то ездит каждый день, а кто-то – только по выходным, наверное, очень сложно будет точечно настроить полис ОСАГО так, чтобы он стоил для водителей выходного дня меньше. Этого так просто не сделать.
Но если автомобиль используется как такси, оформлен на юридическое лицо, то для него тарифы ОСАГО другие и выше, чем для водителя, которые пользуется автомобилем как частное лицо. Конечно, кто-то в регионах наверняка нет-нет да кого-нибудь и подвезёт, но за этим вряд ли уследишь. Подобное происходит не так часто, потому что чаще люди пользуются такси. Здесь действует другая норма. Если человек без лицензии возит за деньги людей, он рано или поздно попадётся при проверке и будет в результате оштрафован. Система эта работает. Плохо или хорошо – другой вопрос. Но она есть. И по мере своего развития она станет работать лучше.
Что касается автомобилей "такси", полис ОСАГО для них, во-первых, стоит дороже, а, во-вторых, количество ДТП, которые происходят с такси, и количество ДТП, которые происходят с частниками, если перемножить на количество километров, которые проезжает такси и среднестатистический водитель, примерно одинаковое. Почему тариф ОСАГО для автомобиля "такси" выше? Потому что один автомобиль может быть использован разными водителями. Поэтому покупается безлимитный полис ОСАГО, тариф которого выше. То есть, для человека, который использует автомобиль в коммерческих целях или у которого автомобиль зарегистрирован на юридическое лицо, тариф ОСАГО будет выше. Всё это уже отрегулировано.
Просто страховые компании, если верить им на слово, говорят, что они недополучают. Стоимость ремонта автомобилей им обходится дороже, чем автомобилисты платят за ОСАГО. Но я не сильно верю в это.
ЦОДД дал водителям совет по поводу смены резины. Столичным автомобилистам и мотоциклистам было предложено пока не торопиться менять зимнюю резину на летнюю, поскольку погода может ещё измениться. Многие тем не менее резину поторопились и уже поменяли.
Вы уже сменили резину с зимней на летнюю?
Максим Егоров: Честно говоря, нет, потому что лично у меня это всегда происходит в начале-середине апреля. По моему мнению, самая критичная смена резины – это переход с зимы на лето. Сейчас перейти на летнюю резину опасно. Существует такое правило, если среднесуточная температура воздуха установилась больше плюс 6 градусов, можно менять зимнюю резину на летнюю. Если снег выпал, растаял, температура стала плюсовой, на зимней резине ещё можно поездить, ничего опасного в этом нет. И в марте при переходе с зимы на лето не следует торопиться. Лучше немного дольше поездить на шипах, но сохранить своё здоровье.
Госдума проголосовала за реформу ОСАГО
Вечерняя смена. Все выпуски
- Все аудио
- "День кинопремьер"
- "Переспите с этим"