Актуально В сирийском Идлибе началось совместное российско-турецкое патрулирование

16 марта 2020, 12:20

Персоны

Программу ведёт Елена Щедрунова.

И как только оно началось, так быстренько масштабы его сократились. И поспособствовали этому боевики, которые устроили провокации, и российские военные были вынуждены сократить своё присутствие в этом районе.

Что происходит в Идлибе? Насколько ответственно турки подошли к тем договорённостям, которые были достигнуты между президентами России и Турции?

Аббас Джума: Ничего хорошего в Идлибе не происходит. Если говорить о Турции, я не считаю, что в Москве были достигнуты какие-то прорывные исторические договорённости. Во всяком случае не было проговорено самое главное: а что делать с боевиками. И вот, пожалуйста, первые плоды этой полумеры мы увидели во время патрулирования. Боевики не согласились с достигнутыми договорённостями между В. Путиным и Р. Эрдоганом. Об этом заявил лидер запрещённой в России организации "Хайят тахрир аш-Шам" (ХТШ) господин Абу Мухаммад аль-Джулани. Он дал интервью, в котором сказал, что ни они, ни так называемые моджахеды не согласны, и они не будут соблюдать ничего и не допустят "российских солдат на своих территориях". Что, собственно, и произошло. В связи с чем возникает вопрос: что толку от этих договорённостей, когда в них не предусмотрены меры относительно боевиков.

Но российская сторона говорит о том, что группировка, которая устроила провокацию с женщинами и детьми, не подконтрольна Турции. Может быть, коль она не подконтрольна, нам тогда скооперироваться с турками и убрать эту организацию, коль она вроде как не близка Турции?

Аббас Джума: Я-то не против. Пусть наши военные координируются с турками, убирают. Другой вопрос, а что у Турции было мало времени, чтобы это сделать без координации. Мы же дали им достаточно времени. Хорошо, предположим, что сейчас что-то произошло, рак на горе свистнул, но где действия. Это же не что-то такое, на что надо тратить годы. У турок там всё схвачено. Турки там присутствуют, у них там наблюдательные пункты, агентура повсюду. Они прекрасно знают, что это за люди, возможно, даже поименно, они прекрасно владеют ситуацией, потому что это их зона ответственности. Идлиб находится не на границе с Израилем, не на границе с Ираком, а на границе с Турцией. И турок там поддерживают, и турки их поддерживают. И в рядах ХТШ были замечены турецкие солдаты, потому лично мне не очень понятно, чего Турция медлит. Когда мы говорим об уровне ответственности Турции, мы должны говорить прежде всего об этих инцидентах и о том, как Турция взаимодействует с боевиками. Именно это краеугольный камень, который сегодня не позволяет эффективно реализовывать договорённости. И достигнутые до того, в прошлом году, и достигнутые в этот раз в Москве. Ну, невозможно ничего делать, пока боевики на месте, пока они вооружены, пока их много, пока им помогает Турция, пока они открыто и не стесняясь заявляют о своей неприверженности договорённостям. Я вижу в этом двойную игру Эрдогана. Он, с одной стороны, в Москве жмёт руку, мол, договорились, а с другой стороны, его люди параллельно вещают в прямом эфире, как они будут с русскими воевать и т.д. Ну что это такое?

В какой-то момент сообщалось, что сирийская армия взяла под свой контроль трассы М-4 и М-5. Такой же ситуация и остаётся?

Аббас Джума: Эта ситуация остаётся. Трассу М-4 мы патрулируем совместно, трасса М-5 остаётся за Дамаском. Это одно из достижений российских ВКС и сирийской армии. Вообще ситуация так сложилась, что, несмотря на договорённости между В. Путиным и Р. Эрдоганом, отката не произошло. О чём, кстати, в Анкаре многие говорили, на фоне чего националисты и прочие турецкие "ястребы" были очень возмущены: как так, мы же должны сделать откат, мы же должны вернуть наблюдательные пункты, которые окружены сирийской армией, мы должны обратно вернуть М-5. Но нет, достижения операции "Идлибский рассвет" сирийской армии на момент встречи Путина и Эрдогана были зафиксированы. И назад сирийская армия не отошла, она просто остаётся на достигнутых рубежах. Соответственно, одним из таких рубежей является стратегическая трасса М-5 "Север – Юг", важная логистическая артерия.

­В сирийском Идлибе началось совместное российско-турецкое патрулирование

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация