Вечерняя смена После короновируса корпоративная культура в мире серьёзно изменится

17 марта 2020, 20:35

Персоны

Программу ведут Ольга Максимова и Дмитрий Чернов.

Большая часть российских работодателей уверены, что не смогут обеспечить всем своим сотрудникам удалённую работу в условиях распространения нового коронавируса. Об этом заявили 80 процентов участников опроса, проведенного сервисом HH.ru специально для "Известий". При этом как минимум в трети компаний вообще не вводят никаких предупредительных мер, показали результаты исследования. Роспуск офисов – беспрецедентный случай в современной истории, отметили эксперты. Однако уже сейчас на "удалёнку" уходят IT-корпорации, банки и телеком.

Каждая третья компания (34 процента) не вводила никаких мер по борьбе с распространением нового коронавируса, показал опрос работодателей аналитиками сервиса HH.ru. Лишь 16 процентов работодателей разрешили сотрудникам работать из дома. Почти в 80 процентах организаций уверены, что присутствие некоторых работников в офисах обязательно.

А вот опрос, проведённый среди соискателей, показал, что доля недобросовестных компаний ещё выше. Более 45 процентов респондентов заявили, что их работодатель не предпринял никаких мер по борьбе с коронавирусом. Лишь 11 процентов сотрудников сообщили, что на работе им измеряют температуру, 7 процентов отметили, что в офисе стали чаще делать уборку, 12 процентов сообщили о закупках антисептиков. При этом только 13 процентов сотрудников имеют возможность работать из дома.

Более того, как показало исследование аналитического центра "Битрикс24", в 35 процентов компаний вообще не рассматривают вариант дистанционной работы.

Сотрудник может претендовать на "удалёнку" только по соглашению с работодателем, пояснили "Известиям" в Минтруде. Единственным исключением является ситуация, когда сотрудника принудительно изолируют от общества на период двухнедельного карантина. Этот срок причисляют либо к больничному, либо к отпуску, добавил управляющий партнер юридической компании AVG Legal Алексей Гавришев.

Алексей Захаров: Вы сказали, что ведущим никак нельзя удалённым образом организовать работу, а я вот с вами же удалённо работаю. Что бы изменилось, если бы один из вас или вы оба так же соединились со мной виртуально из своих квартир. То есть, для всех нас можно обеспечить удалённую работу.

Обеспечить-то можно, но как быть пекарям?

Алексей Захаров: С пекарями пока, конечно, тяжело. И таксист должен вести машину. Но практически всех людей так называемого "умственного труда" можно перевести на удалённый режим работы. Это сделать не сложно. Технологии позволяют.

Тем не менее только 16 процентов компаний отпустили сотрудников по домам, а большинство уверены, что присутствие людей на работе обязательно. На чём строиться такая их уверенность?

Алексей Захаров: На самом деле всё зависит от типов компаний, что это за компания. Но отпускают людей всё больше и больше. На самом деле мы находимся на пороге идеологической революции. Большинство из тех компаний, которые сейчас покидают офисы и переводят людей на удалённую работу, никогда больше в офисы не вернутся, потому что поймут, что можно экономить на офисах, что можно нанимать людей в любой точке Земного шара, а не только в России, что значительной части людей после того, как они привыкнут, не ездить физически на работу очень даже понравится. Люди почувствуют, что вместо того, чтобы иногда даже просиживать просто штаны в офисе, ничего не делая и получая относительно небольшую зарплату, они могут работать на 2-3-4-5 компаний и получать весьма приличные деньги. В общем, мы на пороге революции.

Вы считаете, что мир после этой пандемии сильно поменяется?

Алексей Захаров: Среди клиентов SuperJob сейчас просто сумасшедший спрос на перевод офисов на удалённую работу. Мы сами перешли на удалённую работу, но нам было сильно проще, потому что треть компании (100 из примерно 300 человек) у нас всегда работали удалённо, и у нас всё это заняло два дня. Мы сейчас активно консультируем клиентов, как это всё делается, как правильно подготовиться технологически, какие нужны регламенты, какие точки контроля, и я абсолютно уверен, что цены на офисную недвижимость в Москве рухнут, как и в Париже и Лондоне, и уже никогда не вернутся на прежний уровень.

С чем связана упёртость некоторых работодателей, которые желают, чтобы их работники присутствовали во что бы то ни стало в офисе? Может это какая-то психологическая проблема? Или проблема контроля?

Алексей Захаров: В первую очередь, действительно не все умеют работать с удалёнными сотрудниками. И здесь есть и психологическая проблема, и просто отсутствие опыта и неумение. Технологии есть, ими пользовались на сегодняшний день только какие-то самые продвинутые, в основном, IT-компании. Хотя могло пользоваться огромное количество организаций. Но их жизнь не заставляла. А ведь такое изменение – это очень серьёзный выход за зону комфорта, перестройка огромного количества процессов и достаточно приличные инвестиции в первый момент. Потому что много чего надо перестроить, иногда что-то купить, чего не было, прежде чем мы начнём экономить. И мало кому хочется, когда всё хорошо, все эти телодвижения производить, потому что это стресс и для руководителя, и для всех сотрудников. Это абсолютно серьёзная история. Но сейчас жизнь заставила, и многие увидят, что это не страшно, а скорее даже очень здорово.

Начальство чисто психологически всегда предпочитает работать со своими подчинёнными непосредственно, как говорится, тет-а-тет. Многим руководителям, вполне возможно, даже в голову не приходит, как он будет управлять своим коллективом, если все они будут по домам сидеть? Это делать сложнее ведь?

Алексей Захаров: Нет, конечно. Если возьмём крупнейших руководителей, например, "Газпрома", они что, видят много своих подчинённых? Или генеральный директор РЖД или "Аэрофлота"? Они управляют тремя своими подчинёнными, а остальные все равно удалённо для них где-то там находятся. Поэтому чем крупнее организация, тем руководитель больше готов к этому. Скорее, малый бизнес не готов, где все привыкли кучковаться в одном месте.

В рекомендации, которые мы сейчас даём клиентам по переводу их бизнеса на удалённую работу, мы включаем, с одной стороны, рекомендации по физическим упражнениям для людей, если сейчас всё закроют на карантин, с другой стороны, рекомендации по самообучению, потому что сейчас есть огромное количество возможностей для получения удалённо дополнительного образования, и вот компании, которые занимаются обучением разных удалённых сотрудников, у них сейчас просто "золотой" век, огромный спрос на их услуги. Особенно там, где людей отправляют домой, но не обеспечивают работой.

А вообще работодатель должен будет всё-таки потратиться на оборудование рабочего места дома у сотрудника, на оплату коммуникаций. Насчёт электричества незначительная история будет, но если работник дома будет на токарном станке работать, то будет и много электричества тратиться. Плюс мы будем понимать, что у работника, который приезжал к нам на работу каждый день, реальная загрузка была два дня в неделю. Значит, мы можем сейчас ему платить за те самые два дня в неделю или ещё лучше – платить не за дни, а за результат и сэкономить на этом существенно. При этом сам работник может обслуживать не одну компанию, потому что он раньше был привязан к месту, а две-три-четыре-пять, и заработать таким образом гораздо больше. Поэтому очень серьёзная перестройка произойдёт в работе лиц любого умственного труда. Для тех, у кого рабочее место компьютер, открывается масса новых возможностей. Они и раньше были эти возможности, но жизнь нас не заставляла как-то активно этими возможностями пользоваться. А сейчас глаза одновременно всем откроются не по своей воле, и работать будет интересно.

­После короновируса корпоративная культура в мире серьёзно изменится

Вечерняя смена. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • "День кинопремьер"
  • "Переспите с этим"

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация