Авторские материалы «Моя работа – всегда со мной!»
Персоны
Фрилансеры поневоле, или работа, на которую не нужно ходить. Профилактические меры защиты, которые уже внедрены во многих странах мира и постепенно приходят в Россию, среди прочего включают и перевод офисных сотрудников на удаленный режим труда. С масштабом этого перевода компании сталкиваются впервые в истории. И дается он непросто всем: и руководителям, и их подчиненным. О неожиданном формировании необычного экономического уклада рассказывает обозреватель «Вестей ФМ» Сергей Артемов.
Если совместный труд, как говаривал кот Матроскин, объединяет, то труд разделенный и переведенный на дом иногда спасает. От инфекций и значительных финансовых потерь. По не лишенной разума логике руководителей, лучше отправить большинство подчиненных на удалёнку, нежели дождаться, когда это большинство сляжет с больничными листами.
Но этот шаг – непростой для всех. На днях главный санитарный врач России Анна Попова постановила, что руководители регионов должны потребовать от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выполнения следующих рекомендаций по организации труда:
1. Обязательная дезинфекция мебели и оргтехники во всех помещениях в течение дня.
2. Использование оборудования для обеззараживания воздуха.
3. Организация запаса жидкостей для обработки помещений и гигиены сотрудников.
4. Ограничение зарубежных командировок.
5. Использование аудио- и видеосвязи для совещаний – чтобы работники не ходили лишний раз по кабинетам и не собирались скученно в них.
Это – первая ступень профилактики на рабочих местах. Там, где весь перечень строго соблюдается, необходимости в роспуске коллектива по домам на сегодня нет.
Но часто – по разным причинам – это сделать не удается. И не только в мелких компаниях, у которых на все может не хватить денег. Деньги как раз – не главное. У гигантов экономики офисы обычно напоминают растревоженные ульи. Просто нереально заставить уборщиц регулярно все протирать тряпкой с хлоркой и отменить общение тысяч людей на нескольких этажах делового центра. И это если опустить транспортную составляющую, когда кто-то едет на работу в метро, кто-то – в трамвае, кто-то – на такси, кто-то использует каршеринг; шансы подхватить инфекцию в каждом случае примерно равны.
И решение о роспуске коллектива по домам потому становится вынужденным. За голову тут впору хвататься всем в компании, независимо от положения, комментирует кандидат психологических наук, бизнес-тренер Михаил Молоканов. Ведь могут быть естественные факторы, которые не позволят всем стать "надомниками".
МОЛОКАНОВ: Первый момент – чисто технологический – насколько компания готова использовать привычные инструменты для организации в том числе мероприятий, собраний или переписки, коллективной и групповой, потому что командная работа нужна. Насколько они всем этим владеют? И заканчивая такой простой относительно вещью – насколько компания способна оперативно сделать доступ с личных компьютеров, с личных планшетов сотрудников к корпоративной почте. Здесь вопрос в том числе и в безопасности.
С понедельника на удаленную работу перешла компания «Банки.ру». Ее генеральный директор Динара Юнусова раскрыла причину этого.
ЮНУСОВА: Среди сотрудников не зафиксировано случаев заболевания коронавирусом; здесь, наверное, была идея в следующем – рассмотреть наихудший сценарий: а что если будет карантин, как мы работаем? Поэтому мы, будучи IT-компанией, должны это начинать делать уже сейчас.
Технические проблемы – с качеством, скоростью обработки информации и ее сохранностью от чужих глаз – не исключение в таком процессе, а неизбежность, это нужно ясно понимать. Вот запись в соцсетях одной москвички:
«Муж перешел на удаленку только сегодня, потому для всего этого был необходим ноутбук с какими-то специальными характеристиками. Большинству из 1000 сотрудников его офиса эти ноутбуки продолжают выдавать – и они за ними приезжают на работу. Ноуты, кстати, специально закупили для этого случая. Сисадмины параллельно настраивают эту технику и проверяют подключение с теми, кто уже дома. Все "зашиваются". Самые умные попросили забрать служебные ноуты, но оказалось, что дома они отказываются соединяться как надо. А сисадминам некогда с этим разбираться. В общем, на третий день удаленки компания еще к работе толком не приступила».
По словам Динары Юнусовой, в офисе оставлены дежурные по графику – из службы поддержки, кадрового отдела, юристы. Из 200 человек на рабочих местах сегодня находятся меньше десятка. И то – в разное время дня. И хотя выводы о качестве работы за 2 дня делать рано, наблюдения уже есть.
ЮНУСОВА: В первый день у нас были небольшие сложности с обучением, с подключением людей. Сейчас абсолютно всё работает, вот прямо сейчас идет конференция, на которой присутствуют 28 человек одновременно.
Потенциальные сотни тысяч людей за компьютерами дома должны иметь надежный выход в Интернет. Без этого домашняя работа теряет всякий смысл. Для провайдеров этот процесс – серьезный вызов, говорит вице-президент компании «Ростелеком» Диана Самошкина.
САМОШКИНА: Никаких изменений цен и ухудшения условий для текущих клиентов не произойдет. Более того, мы не будем приостанавливать услуги для пользователей независимо от того, в состоянии они оплатить счета или нет, на протяжении карантина или вообще всей ситуации, в течение ближайших 30 дней, до конца апреля. Мы дадим возможность нашим пользователям выходить в Интернет беспрепятственно.
Эти слова можно отнести ко всей отрасли в целом. Собственно, в Москве конкуренция привела к формированию схожего тарифа у всех операторов – 500 – 550 рублей в месяц за канал в 500 Мбит/сек и бонусное IP-телевидение. Перегрузок не ожидается – интернет-поток из офисных зданий распределится по квартирам.
И вслед за решением по части техники тут же появляется психологические аспекты. У начальства возникает тревожность, угрожающая перерасти в манию: как контролировать десятки и сотни сотрудников, которые буквально исчезли из поля зрения? Сотрудники, в свою очередь, тоже попадают в необычную для себя атмосферу работы, говорит Михаил Молоканов.
МОЛОКАНОВ: Так ты вроде как-то контролируем окружающей обстановкой – у тебя в офисе меньше отвлекающих факторов, даже при том, что ты можешь сидеть в социальных сетях. А дома кажется: вот это надо сделать, вот то. Ты не контролируешь, сколько разговариваешь по личным вопросам, и так далее.
Риск пренебрежения Трудовым кодексом в подобном режиме – обоюдоострый. Специалисты могут посчитать: раз мы теперь дома, то можно к должностным обязанностям относиться слегка спустя рукава. Начальство, в свою очередь, оказывается в шаге от злоупотреблений: «Вот тебе это задание – на сегодня, это – на завтра, а еще два – на субботу и воскресенье. Ну, а что? Ты ж все равно дома сидишь!».
Из плюсов – человек не тратит деньги на транспорт. Притом не тратит и нервы. И время – в Москве это может быть час, полтора, а то и два – по утрам и вечерам, замечает Динара Юнусова.
ЮНУСОВА: И я ж вижу, что у меня рабочий день, наоборот, раздвинулся. То есть, так сказать, такой соблазн расширять рабочий день, потому что ты находишься дома и можешь, в общем, добавлять встречи, переговоры и рабочее время.
Еще плюс – человек лучше питается, если на работе он перекусывал фастфудом. Еще не нужно тратить время, а порой – снова деньги на косметические процедуры. Встать с кровати и сесть за компьютер – порой бесценно.
Но если у человека есть дети, нужно серьезно поговорить с их нянями. Для последних не меняется ничего. Родитель, даже находясь дома, для нянь – человек-невидимка. И ни капли забот с их плеч он не снимает. Сложнее, конечно, с детьми – малышам не пояснить, почему нужно собираться гулять с няней, когда мама – вот она, рядом.
Все это в комплексе составляет картину, над деталями которой надо будет поразмыслить всем. И тщательно. Не забывая о будущем, к слову. Ведь может сложиться и так, что удаленная работа покажет свою эффективность и экономию, в итоге и потом необходимости возвращаться всем в офисы не возникнет. Хотя сегодня об этом судить еще рано, считает Динара Юнусова.
ЮНУСОВА: У нас уже есть опыт работы с удаленными сотрудниками. Их было примерно 15%. Что в будущем? Я так думаю, часть сотрудников, часть подразделений может работать на удалении. Мне кажется, сейчас – хороший момент, чтобы протестировать функции. Это будет, скорее всего, какая-то комбинированная история.
Может случиться и так, что практика удаленной работы не потребует затем возвращения в свои рабочие кабинеты кого-то. Тех, кто окажется попросту ненужным. И расслабляться в домашнем режиме труда нельзя никому, резюмирует Михаил Молоканов.
МОЛОКАНОВ: Самодисциплина, самоконтроль, выработка этого навыка. Если кто-то сумеет развить у себя этот навык и усилить, то он очень много выиграет и приобретет необычайные конкурентные преимущества как сотрудник, как профессионал – в постапокалиптическом мире.
И такой победитель в нечаянной конкурентной борьбе всегда сможет гордо заявить: моя работа – всегда со мной! И эта истина будет действовать что в офисе, что дома.