Авторские материалы «Натуральное», да не очень: о коварстве «полезных» продуктов
Персоны
Товары из отдела здорового питания могут привести к серьезным заболеваниям. «Обезжиренный», «лёгкий», «натуральный» – надписи на упаковках привлекают внимание тех, кто стремится хорошо выглядеть. На деле в составе продукта могут оказаться консерванты и трансжиры. Как не попасться на уловки маркетологов и сохранить здоровье, выясняла корреспондент «Вестей ФМ» Екатерина Косинец.
При виде стройной фигуры на бутылке с йогуртом возникает иллюзия: выпьешь – и у тебя будет точно такая же. Связь формируется на подсознательном уровне. И этим успешно пользуются маркетологи и создатели брендов. А вот производители далеко не всегда вкладывают в продукт столько пользы, сколько заявлено на упаковке. Напротив, многие из таких товаров, скорее, могут навредить.
Любителям сладкого настолько хочется верить в существование диетической газировки, что многие просто не обращают внимания на то, что это словосочетание – фактически логическое противоречие. Производитель заверяет: без сахара. И потерявшие бдительность потребители порой начинают злоупотреблять напитком. Ведь безопасно! В результате повышается уровень сахара в крови, а с ним – и риск развития ожирения, так как в продукте содержатся сахарозаменители. Причем многие из них получают химическим путем. Некоторые компоненты приводят к снижению уровня серотонина и к депрессии в долгосрочной перспективе.
Подобный оксюморон – растительное масло с пометкой «без холестерина», рассказывает профессор кафедры Федерального медико-биологического агентства России, врач персонифицированной медицины, диетолог Маргарита Королёва.
КОРОЛЁВА: На самом деле любое растительное масло – подсолнечное, льняное или кукурузное – не может содержать холестерин, так как содержит только полинасыщенные жиры и кислоты. Поэтому такая надпись – лишь абсолютная уловка маркетологов, призванная сделать товар уникальным на полке по сравнению с другими продуктами. Например, появившееся на полках оливковое масло «для жарки». Сама по себе высокотемпературная обработка меняет формулу растительных жиров, и появляются токсичные окисленные составляющие.
Но если масло действительно предназначено для жарки, это означает, что его технологически переработали. То есть рафинировали. Такой продукт уже не может содержать достаточного количества полезных компонентов.
Изображения спортивных и подтянутых людей часто встречаются на упаковках мюсли и прочих хлопьев для завтрака. На самом деле в них много рафинированных углеводов. Поэтому для ежедневного питания это – довольно плохой вариант. Тем, кто действительно строго следит за фигурой, ведет подсчет белков, жиров, углеводов и калорийности, хорошо известно, что без негативных последствий на завтрак можно съесть лишь совсем небольшую порцию такой еды – с учётом еще и молока, которым её заправляют. В рамках того же количества калорий можно позволить себе континентальный завтрак или полноценную порцию молочной каши. Но если уж очень хочется, то лучше всего сделать мюсли самостоятельно, советуют диетологи. К оболочечным зерновым можно добавлять кусочки фруктов, ягоды, орехи и семечки.
Особенно коварны батончики для спортивного питания. Они встречаются не только в специализированных магазинах, но и практически в любом супермаркете. Многие искренне верят в то, что если продукт – для фитнеса, то он совершенно точно здоровый и полезный. Но это не всегда и не совсем так, продолжает Маргарита Королёва.
КОРОЛЁВА: Такие продукты предназначены для увеличения мышечной массы и силовых показателей мышц. Они содержат большое количество и углеводов, и жиров. Такие батончики могут быть высококалорийными. Однако люди, стремящиеся поддерживать физическую форму, свою фигуру, злоупотребляют такими батончиками и даже набирают вес. И могут получить проблемы из-за наличия искусственных добавок.
Молочные и кисломолочные продукты уже сами по себе ассоциируются с правильным питанием. Большой ассортимент заставляет задумываться, выбирать, сравнивать. Разумеется, рука худеющей девушки скорее потянется к кефиру или йогурту, на котором написано, что он – с низким содержанием жира или не содержит его совсем. Но и здесь подстерегает опасность, предупреждает диетолог Маргарита Королёва.
КОРОЛЁВА: На йогуртах зачастую пишут: "низкая жирность" или "высокое содержание биологически активных микроорганизмов". Но производителю совершенно понятно, что вкус продуктов, за которым потребитель должен возвращаться в магазин снова и снова, поддерживается только за счет наличия в составе жиров и сахаров. Поэтому вместо обычного сахара добавляются улучшители вкуса, подсластители. Либо просто добавляется фруктоза.
Многие производители заявляют о высоком содержании биологически активных микроорганизмов именно в составе йогуртов. Но продолжительный срок хранения говорит о том, что в таком продукте никакой пользы не будет. Поэтому внимательно надо читать не только состав продукта, но и сроки реализации и хранения. Даже если упаковка привлекает нас своей «натуральностью».
Бренды действительно работают над мельчайшими деталями внешнего вида, чтобы передать ощущение пользы продукта через цвет, текстуру и стиль оформления. Для этого используют связи, которые безотказно формируются лимбической системой практически каждого потребителя, говорит стратегический консультант, создатель стратегий для многих известных брендов Дарья Батамирова.
БАТАМИРОВА: Используются всякие медали, «знаки качества» для завоевания доверия. Прозрачная упаковка также влияет на доверие, зеленый цвет – цвет природы – позволяет передать ассоциации с натуральностью, белый – с чистотой. Картонная упаковка создает ощущение, что это – продукт ручной работы, то есть штучное производство. Автоматически создается ощущение, что это – более полезный продукт. Технологичность упаковки – например, всякие клапаны – добавляет ощущение того, что потребитель продвинутый, современный, «на спорте».
На уловки маркетологов чаще попадаются как раз те, кто уже имеет проблемы с весом или со здоровьем. Именно постоянное присутствие мысли, что «со мной что-то не так, и это надо изменить», заставляет их обращать внимание на броские метки «fitness», «organic», «eco friendly». Как правило, товары, которые так позиционируются, и стоят дороже других. Хотя состав может почти ничем не отличаться. Но, покупая такие продукты, мы платим не за еду и не за ее полезные качества. Потребители готовы переплачивать за ощущение причастности себя к тем красивым, спортивным и, кажется, счастливым людям, что смотрят на нас с упаковки. Президент Гильдии маркетологов Игорь Березин находит в этом справедливость.
БЕРЕЗИН: Обычные макароны стоят обычных денег. А тут вам "ЗОЖ-макароны" предлагают. Они вам обещают, что вы станете белой и пушистой, и шелковистой, и не наберете вес. Конечно, вы должны заплатить за это больше денег. Если человек вправду верит, что какой-то молочный продукт может ему улучшить память и настроение, то, конечно, он будет в 10 раз дороже обычного кефира стоить. Это справедливо.
Диетологи напоминают: истина – где-то рядом. А именно – на обратной стороне упаковки, мелким шрифтом. Чтобы сохранить здоровье, стоит завести привычку читать не только яркие промослоганы, но и состав продукта.