Вечерняя смена В России несколько лет подряд растут продажи антидепрессантов
Программу ведут Ольга Максимова и Дмитрий Чернов.
По данным ВОЗ, от депрессии в мире страдают более 264 млн человек. Это расстройство медики считают одной из главных причин инвалидности. И, по прогнозам, число страдающих от депрессии будет лишь увеличиваться.
"Депрессия может в ближайшее время выйти на первое место с списке заболеваний. Сегодня ситуация связана и с паникой в обществе: сообщения о вирусе, колебания курса, изменения на фондовых рынках. Огромное количество информации, часто непроверенной. Это стресс, а любой стресс влияет на настроение человека", – объясняет заместитель главного врача по медицинской части Психиатрической клинической больницы № 4 им. П.Б. Ганнушкина Михаил Левин.
Насколько вообще стресс может быть для человека опасен? И действительно ли депрессия – это последствие пережитого стресса? Или же есть другие причины?
Екатерина Григорьева: Депрессия – это многофакторное заболевание. Одной из её причин можно назвать вялотекущий перманентный стресс, из которого человек не выходит, не восстанавливается. В целом стресс природой задуман как здравая идея, потому что он может даже оздоравливать, но только при одном условии, когда после реализации стрессового события у человека или у животного было время на восстановление. В нынешней информационной помойке, когда через экраны телеприёмников и Интернет настолько происходит пресыщение тревожной информацией, что стресс не прекращается, стресс получается довольно ресурсозатратным мероприятием для организма. С точки зрения микроэлементов и витаминов. Потребность в них во время стресса возрастает в сотни раз. Человек не имеет возможности восстановиться, ну и получается, что конечной стадией стресса может оказаться дебют депрессии.
Как со стрессом в нынешней ситуации бороться?
Екатерина Григорьева: Если рассматривать выход из стресса с точки зрения физиологии, то это два состояния организма. Первое – расслабленные мягкие мышцы. Когда человек реагирует на стресс, у него появляются мышечные зажимы, и если с этими мышечными зажимами работать, а для этого есть такие инструменты, как самомассаж, массаж, полежать в тёплой ванне с солью, можно использовать дыхательные практики, часто успокаивают упражнения из практики йоги. Но вообще в плане дыхания самое главное – удлинить выдох. Надо, чтобы вдох был короче, чем выдох. Подобные 5-7 минутные дыхательные упражнения несколько успокаивают нервную систему. Также нужно вовремя ложиться спать, заниматься каким-то хобби. Это всё позволяет сохранять ресурс и восстанавливаться.
Да, сейчас тяжёлое и тревожное время. Но это и время позаботиться о себе, с помощью самоизоляции позаботиться о наших близких, которые относятся к группе риска (возрастные люди, имеющие сахарный диабет, гипертонию, метаболический синдром). Безусловно, меры по самоизоляции сильно не предотвратят заражения большого количества человек, но самое главное, что она позволит сделать, так это снизить нагрузку на здравоохранение, когда поступает одномоментно большое количество человек, которые нуждаются в проведении интенсивной терапии или каких-то реанимационных мероприятий.
Когда вы находитесь в самоизоляции дома, у вас есть всевозможные инструменты для того, чтобы работать со своим стрессом. Это самое время, чтобы научиться контролировать и выходить из стресса.
Второе. Помогают объятия, которые тоже снижают стресс, а также оргазмы. И ещё требуется активация парасимпатической нервной системы. У всех людей есть голосовые связки. Рядом с ними идёт главный представитель парасимпатической нервной системы – блуждающий нерв, который успокаивает весь организм. Пение действительно активирует парасимпатическую нервную систему, восстанавливает организм и снижает уровень стресса.
Депрессия – это болезнь?
Виктор Ханыков: Есть депрессия как болезнь, и есть депрессия как состояние. Поэтому однозначного ответа на заданный вопрос нет. Депрессия как болезнь существует вне зависимости от внешних обстоятельств. Она появляется у людей, у которых она есть, периодически. Опять же вне зависимости или в результате того, что была спровоцирована обстоятельствами.
Кроме того, депрессией в быту мы очень любим называть любое снижение настроения. Но на самом деле то, с чем сейчас сталкивается общество, это всё-таки не депрессия. Я специально поинтересовался в двух местах, увеличилась ли сегодня обращаемость по поводу депрессий? Не увеличилась. Более того, стала даже чуть поменьше, потому что люди избегают ходить, ездить, обращаться. Мы сейчас можем говорить о стрессовом состоянии , прежде всего, состоянии напряжённости от необходимости решать задачи, которые совершенно не стояли ни в планах, ни в проектах, никак. И вызвана эта напряжённость состоянием тревоги в первую очередь. Тревога – это всё-таки несколько отдельное состояние, и даже существует такое понятие, как тревожно-депрессивные реакции. Сейчас ведущее состояние у большинства людей, у кого есть проблемы с настроением, – это в первую очередь тревога, которая возникает из-за самой ситуации и неполного понимания, а что, собственно, делать в этой ситуации, и неопределённости будущего.
Всегда ли антидепрессанты и вообще какое-либо медикаментозное лечение решают проблему? Или они решают её лишь временно?
Виктор Ханыков: Опять-таки я бы в связи с нынешней ситуацией особо об антидепрессантах не говорил. Да, есть успокаивающие антидепрессанты, но в данной ситуации состояние тревоги очень многие антидепрессанты могут, наоборот, стимулировать. Тревога – это несколько иное состояние, чем депрессия. Да, есть седативные антидепрессанты. Слава богу, они у нас выписываются врачами, поэтому я надеюсь, что возможности для самолечения антидепрессантами у нашего населения, к счастью, незначительны, потому что подобные попытки вызвали бы побочные эффекты. Если антидепрессант не нужен организму, у которого есть настоящий депрессивный набор в мозгу, биохимическое состояние мозга, которое равно депрессии, эквивалентно ей, тогда антидепрессант в первую очередь выльется в побочные эффекты, в том числе в стимуляцию тревоги. Антидепрессанты могут помочь тем, у кого в результате этой ситуации обострились депрессии. А у таких людей, как правило, уже есть врачи. Они не увеличат количество депрессивного заболевания в обществе.
А вот когда мы говорим о тревоге и о лечении от неё, то тут используются транквилизаторы, которые лечат тревогу, и они тоже выписываются. Есть масса успокаивающих средств от валерьянки до пасситов и успокаивающих сборов, которые можно и, наверное, нужно использовать. Ну и некоторые лёгкие транквилизаторы, которые продаются без рецепта. Если ситуация сильно подступает к горлу, так что мешает человеку сосредоточиться на решении проблем, то тогда подобные средства применять можно и нужно. Но здесь нужно учитывать, что когда мы говорим о стрессовой ситуации, то любое преодоление стресса за человека лекарственными препаратами понижает уровень его готовности к следующему стрессу. И чем дольше человек занимается снятием той же самой тревоги препаратами, тем меньший уровень проблемы будет вызывать у него в дальнейшем тревогу.
Поэтому на каком-то стартовом этапе, успокоившись при помощи препаратов, которые доступны, следует использовать это успокоение для того, чтобы создать чёткий алгоритм того, а что делать дальше. Надо прежде всего определить, а чего вы, собственно говоря, боитесь. Если нет кого-то или чего-то, зависящего от вас, если на вас не лежит ответственность за кого-то или что-то, значит, вы боитесь в первую очередь за себя.
Окончание беседы слушайте в записи.
В России несколько лет подряд растут продажи антидепрессантов
Вечерняя смена. Все выпуски
- Все аудио
- "День кинопремьер"
- "Переспите с этим"