Вечерняя смена Олег Дерипаска раскритиковал политику ЦБ РФ
Программу ведут Ольга Максимова и Дмитрий Чернов.
Ряд странных заявлений сделал сегодня бизнесмен Олег Дерипаска. Он заявил, что решение о сохранении ключевой ставки "пробивает дно в болотце", а временный характер прощения процентов по кредитам для заболевших новым коронавирусом является "издевательским". Такое мнение он опубликовал в своем Telegram-канале.
Депутат Госдумы Борис Чернышов попросил временно отменить налог для самозанятых из-за коронавируса. Он напомнил, что у таких людей нет ни отпусков, ни больничных, а из-за карантина они теряют доходы.
Как можно относиться к последним инициативам, как освобождение от уплаты ЖКХ, освобождение самозанятых от налогов, отмена процентов тем, кто взял кредит и заболел коронавирусом?
Андрей Марголин: Многое из этого уже не столь актуально, потому что это было до тех мер, которые были озвучены совсем недавно президентом РФ. Там речь идёт о некоторых налоговых каникулах для бизнеса, о том, что можно получить рассрочку по выплате кредитов. О прощении процентов как таковых ведь речи не идёт. Речь идёт о переносе выплат на более поздние сроки.
Что касается персональных льгот для больных коронавирусом, мне такие предложения кажутся довольно странными. По идее, людей надо в отпуск отпустить на этот период и таким образом проблему закрыть. А вот специально для них править законодательство и предоставлять беспрецедентные льготы, мне кажется немного странным.
В этом смысле получается, что Олег Дерипаска прав. Что прощать проценты по кредитам для тех, кто заболел коронавирусом, это издевательская инициатива. Когда крупный бизнес говорит подобные вещи, что он имеет в виду? И вообще какое настроение у крупного бизнеса, потому что многие сейчас говорят, что, наверное, сильнее всего нервная система колышется именно у них?
Андрей Марголин: Это на самом деле очень серьёзный и системный вопрос. В своём выступлении президент обозначил некоторые меры по увеличению налогообложения доходов по ценным бумагам, увеличению налоговых выплат для тех, кто выводит деньги в офшоры. И уже сейчас мы видим в СМИ и Интернете, что поднимается тема, что в период кризиса налоги повышать нельзя. Есть такая известная теоретическая мантра. Действительно, в период кризисов, как правило, налоги не повышают, но я бы всё-таки услышал президента, потому что будет дополнительное налогообложение доходов тех, кто заработал в нашей стране. И вообще, когда стране трудно, можно всё-таки иметь совесть и не выступать против вынужденных мер, которые хотя бы частично позволят компенсировать выпадающие доходы бюджета. Мне кажется, что здесь есть серьёзное поле для разговоров с теми людьми, которые протестуют против подобного рода механизмов.
Прокомментируйте, пожалуйста, сегодняшнее предложение об отсрочке малому бизнесу по всем налогам кроме НДС. А также предложение по вкладчикам, чей размер банковских вкладов или инвестиций в долговые и ценные бумаги превышает миллион рублей. Им будет установлен налог на процентный доход в размере 15 процентов. Для чего это делается? Действительно ли, что этой практики не было только в России, а во всём мире она давно использовалась?
Андрей Марголин: Давайте по пунктам. Было специально разъяснено, что речь не идёт о налогообложении вкладов как таковых. Речь идёт исключительно о процентном доходе. Процентные ставки на российском рынке всё-таки несколько выше, чем в промышленно развитых странах. Существуют фундаментальные предпосылки, почему это так. Но тем не менее после вычета 15-процентного налога, процентный доход останется вполне не оскорбительным. Делается это понятно почему. Алексей Кудрин озвучил вполне обоснованную цифру ожидаемых бюджетных потерь в 3 трлн рублей. Понятно, что в стабилизационном фонде 10 трлн рублей, но тем не менее вся экономика ведь бюджетом не исчерпывается. Тому же малому и среднему бизнесу будет очень тяжело. Поэтому государство поддерживает малый и средний бизнес, идя на дополнительные расходы, но оно всё-таки должно подумать и о доходах, потому что Рокфеллер, наверное, потому и стал миллиардером, что говорил, что не стоит бояться больших расходов, а стоит бояться маленьких доходов. Это очень важная история, и хотя бы немного компенсировать такие повышенные расходы в период кризиса нужно. Мне кажется, это нужно принять просто с достоинством и понимать, что ты вносишь определённый вклад своими налогами в стабилизацию экономического положения в стране.
Был ещё сюжет с ключевой ставкой. Это довольно спорная тема. В данном случае мы не можем предугадать, насколько длительным будет период этой эпидемии. Понятно, что, если ситуация начнёт ухудшаться, Центральный банк оставил за собой логику возможного повышения процентной ставки. Но всё-таки то, что сейчас она была сохранена, когда люди говорят про то, что наступил на горло собственной песне, мы должны всё-таки понимать, что Центральный банк не должен вносить вклад в пессимистические настроения. Если его расчёты показывают, что экономически он может на определённый временной период сохранить эту ключевую ставку и таким образом послать экономике сигнал, что она под контролем, несмотря на то, что происходит, это на самом деле очень важная вещь. Мы понимаем, что специалисты Центрального банка – это очень высокого уровня профессионалы, что подтверждалось многократно, и они опираются в своих решениях не на эмоции, а на конкретные расчёты.
Ещё было объявление каникул по ипотечным и потребительским кредитам без штрафных санкций в случае падение месячного дохода более чем на 30 процентов. Понятно, что люди, у которых есть ипотечные кредиты, скорее всего, работают на одной, а некоторые и на двух работах. Как банкиру объяснить и доказать, что у тебя больше чем на 30 процентов снизилась зарплата? А почему зарплата должна неожиданно у людей упасть?
Андрей Марголин: Допустим, вы работаете в той сфере экономики, где производство уходит на вынужденные каникулы. Особых доходов-то нет, платить зарплату сложно, она вполне может, наверное, упасть. Вряд ли зарплата сильно упадёт в сфере информационных технологий, в сфере производства продуктов питания, в медицине. Но тем не менее достаточно отраслей, вполне уважаемых, где такие риски достаточно велики. Поэтому риск падения зарплаты в период кризиса весьма велик.
Думаю, что банки, понимая суть того, что сказал президент, не будут высчитывать 29 или 31 процент составит падение заработной платы и будут, наверное, достаточно лояльно смотреть на просьбы пролонгировать подобного рода кредиты. Потому что это определённая поддержка тех мер, которые правительство принимает. Другое дело, что ипотека бывает разной. Ведь у нас до сих пор есть любители брать ипотечные кредиты в валюте. Их, правда, практически не выдают, но старые кредиты в валюте могут быть. Люди, которые брали раньше кредиты в валюте, всегда у меня вызывали большое недоумение. Я понимаю, что это самые большие патриоты, потому что их вера в стабильность национальной валюты непоколебима, но не до такой же степени. Нельзя брать кредиты в валюте, в которой ты не получаешь доход. Вообще, здесь меры, наверное, должны быть дифференцированными, но когда ситуация носит такой кризисный характер, как сейчас, отдифференцировать всё практически невозможно.
Олег Дерипаска раскритиковал политику ЦБ РФ
Вечерняя смена. Все выпуски
- Все аудио
- "День кинопремьер"
- "Переспите с этим"